Интервью ютуберу Юрию ДУДЮ* обошлось спонсорам Президента Республики Молдова Майи САНДУ не менее 150 тысяч евро, а ей самой вновь пришлось вспомнить русский язык. У того, «почему именно ДУДЮ* и почему именно на русском» есть минимум два объяснения.
Во-первых, президентские выборы и референдум о вступлении в Евросоюз (хотя правильнее — поглощение Румынией) – оба мероприятия намечены на 20 октября 2024 года. Рейтинг Майи САНДУ продолжает падать вместе с уровнем жизни в стране. Многие молдаване на собственном опыте знают, как к ним относятся в странах Евросоюза и даже в родственной Румынии — повсюду они люди второго сорта. И прекрасно понимают на печальном примере других постсоветских республик, что доминирующие в Евросоюзе Германия, Франция, Италия, Испания, Швеция и Голландия попросту уничтожат конкурентные отрасли молдавской экономики, а населению останется лишь быть сезонными рабочими или конкурировать за пособия с мигрантами из стран Африки.
В тоже самое время ширится электоральная база у политиков, ратующих за восстановление дружбы с Россией и даже вступление в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Данную тенденцию фиксируют даже европейские социологические службы и на этом фоне кураторы в Бухаресте, Брюсселе, Лондоне и Вашингтоне задают Майе САНДУ «неудобные вопросы» (отнюдь не те, что Юрий ДУДЬ*), на которые она не может ответить убедительно.
Поэтому интервью российскому (относительно, конечно же) журналисту на русском языке — это отчаянная попытка отмежеваться от ранее самой же проводимой откровенной русофобии и играть на поле политических соперников.
Во-вторых, это ответный месседж Кремлю, где недвусмысленно дали понять: если Молдавия и войдет в Евросоюз (как часть Румынии), то останется не только без Приднестровья, но и без Гагаузии, которая исторически тяготеет к России и будет иметь с ней общую границу после восстановления Москвой контроля над Одессой.
Опыт суверенного существования у Гагаузии имеется. К тому же во время встреч с Президентом России Владимиром ПУТИНЫМ башкан (глава) Гагаузии Евгения ГУЦУЛ подняла вопрос членства в ЕАЭС и получила твердые заверения в поддержке данной инициативы.
В этой связи Юрий ДУДЬ* был выбран намеренно — как сигнал, что Кишинев готов плотно контактировать не только с медийными или музыкальными («Би-2») релокантами, но и с политическими противниками Москвы, дав им возможность заниматься вести антироссийскую деятельность с территории Молдавии.
Если Майя САНДУ и Ко рассчитывали тем самым напугать Кремль и вынудить его изменить позицию и по Приднестровью, и по Гангаузии, то уже очень скоро их постигнет глубокое разочарование. Да, на попытку вести с ней диалог языком шантажа и ультиматумов Москва отреагирует — так, что Кишинев о содеянном сильно пожалеет.
Алекс СВЕРЧИНСКИЙ, специально для PolitRUS.com.
* — включен Минюстом России в реестр иноагентов.