Президент Азербайджана Ильхам АЛИЕВ не в первый раз беседует с Сергеем ШОЙГУ: ранее его принимали в Баку как главу Министерства обороны России, и каждый раз переговоры были насыщенными и конструктивными. С учетом нового статуса Сергея ШОЙГУ и полученных от Владимира ПУТИНА особых полномочий круг обсуждаемых вопросов заметно шире. Обусловлено это и тем, что ситуация на постсоветском пространстве, в южной части Евразии и в мировом масштабе становится напряженнее, требуя от стратегических партнеров, коими являются исторически дружественные Россия и Азербайджан, выработки новых скоординированных решений по укреплению безопасности в самом широком спектре, а также по защите национальных интересов и государственного суверенитета.
Таким мнением с Азербайджанским государственным информационным агентством «АЗЕРТАДЖ» поделился российский политолог, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ, комментируя визит в Азербайджан секретаря Совета безопасности России Сергея ШОЙГУ:
— Вполне логично, что после визита в Тегеран на высокой встрече в Баку Сергей ШОЙГУ обсуждал с лидером Азербайджанской Республики развитие мультимодального международного транспортного коридора (ММТК) «Север — Юг», ключевым звеном которого является Страна огней и который уже стал серьезным драйвером развития экономик стран, принимающих в нем участия.
Совершенно понятно, когда найти сопряжение с ММТК «Север — Юг» стремится все больше государств и территорий. Аналогичный интерес мы наблюдаем в отношении БРИКС, ШОС, ЕАЭС.
Одновременно с ростом влияния на ключевые мировые процессы Глобального Юга — в политическом, экономическом и экологическом (как принимающая страна COP29) авангарде особое место занимает Азербайджан.
Думается, по итогам визита в Тегеран на встрече в Баку обсуждалось трехстороннее взаимодействие не только в рамках ММТК «Север — Юг», а и по другим направлениям особой важности.
Вопрос актуализировался в повестке как следствие растущих сложностей в отношениях между Москвой и Ереваном, ранее плотно вовлеченным в российско-иранские непубличные «взаимодействия», но затем официально продекларировавшим о выборе прозападного внешнего курса и позволившим превратить свою территорию в форпост нечистоплотных интересов США и Франции в регионе.
Почти наверняка совсем скоро Армения вернется на исторически обоснованный путь вместе с Россией.
Однако нестабильность и в целом ненадежность Еревана предопределили выбор Москвы и Тегерана в пользу весьма сложного на стадии переговоров (оценка Владимира ПУТИНА), но неукоснительно следующего достигнутым договоренностям и равного им по международному статусу Баку.