Езиды — это коренной народ Ближнего Востока с довольно непростой судьбой. Будучи приверженцами особой монотеистической религии, им довольно непросто жилось в окружении мусульман, для многих из которых езид был и остается кафиром — неверным.
В 2014 году весь мир ужаснулся от геноцида езидского народа в Ираке, учинённого боевиками ИГИЛ*. Тогда несколько стран признали геноцид езидов, к ним присоединилась и Армения.
Для Армении езиды — это своего рода соломинка, за которую она цепляется при парировании обвинений соседнего Азербайджана в отсутствии в Армении условий для сосуществования армян с другими этническими группами.
В то же время это флаг, которым Армения размахивает перед Европой, позиционируя себя в качестве последнего безопасного пристанища для угнетаемого народа.
Таким образом, в Армении на немногочисленную группу этнических езидов возложена миссия стратегического характера. Только вот задача эта непростая и не только потому, что численность самого крупного этнического меньшинства в Армении не превышает 35 тысяч.
Тернистый путь к моноэтничности
Распад СССР проложил путь к многочисленным этническим конфликтам на Кавказе. Напряжение не обошло стороной и Армению, где под удар этнических чисток попали курды, имеющие историческую и лингвистическую близость к езидам. Езидам удалось сохранить своё присутствие в Армении, тщательно доказывая, что к «курдам-басурманам» они никакого отношения не имеют. Казалось бы, это успех, но не тут-то было.
Избирательный кодекс Армении предусматривает резервацию нескольких мест для представителей национальных меньшинств. Одно из них благополучно занял курд-езид Рустам БАКОЯН. Тем не менее просиживанием штанов в Национальном собрании (парламенте) как депутат от правящей партии он едва ли улучшает условия в местах исторического проживания езидов в Армении. Но обо всем по порядку.
В Армении существует специальный орган совета старейшин, который оперирует в пределах административных единиц. Для езидов это был своеобразный шанс, который они могли бы использовать для улучшения своей и без того нелегкой жизни. Так, в недавнем 48-страничном 6-м отчете, который Армения предоставила на рассмотрение Европейской Рамочной Конвенции по национальным меньшинствам, вопрос совета старейшин (council of elders) упоминался только один раз, да и то в части установки указательных знаков.
С чем же связано такое безмолвие армянских властей в этом вопросе? — Дело в том, что еще две недели назад езидское агентство Xirat media выпустило репортаж, в котором рассказывает об отсутствии должного представительства езидов в органах местного самоуправления — факт, который был также отмечен экспертами всё той же европейской конвенции! Отмечается, что проблемы национальных меньшинств не являются приоритетом для армянских властей.
Ситуация свидетельствует о том, что отношение к езидам в Армении состоит из двух оболочек. Внешняя оболочка — это то, что в бумажках для Евросоюза. Внутренняя оболочка — это реальность, которая время от времени проскакивает в армянских и местных езидских СМИ.
На деле пренебрежительное отношение к езидам в армянском обществе проявляет себя во многих вопросах. Так, оно проявляется в отсутствии нормальных дорог к деревням, а также смешении сточных вод с оросительной — не самая приятная ситуация для людей, чья жизнь во многом зависит от сельского хозяйства.
Дальше больше. Еще в недавнем прошлом некоторые армяне отказывались покупать у езидов мацун из-за их национальной принадлежности. В этом году депутат от правящей партии Тагуи КАЗАРЯН заявила о том, что «медицинские услуги менее доступны в езидских общинах, чем в армянских общинах». Если этот факт начал признавать даже депутат правящей партии, то о реальном положении дел можно только догадываться.
Но поднимать такие вопросы самим езидам в «демократической» Армении опасно. Езидских правозащитников, которые пытаются говорить о проблемах своего народа в Армении, преследуют по статье о разжигании межнациональной розни, как это было с Сашиком СУЛТАНЯНОМ.
Проповедник, заповедей не чтящий
Все это не мешает правительству Никола ПАШИНЯНА успешно продавать свой имидж «последнего оплота демократии» в Закавказье, противодействующего «деструктивному влиянию авторитарной России».
При этом следует заметить, что в России представители малочисленных народов, ведущие традиционный образ жизни, службу в армии не проходят. Это касается не только чукчей или коренных народов Заполярья, но и тех, чья численность является критической — к примеру, абазин.
Езидов в Армении еще меньше, чем абазин в России, но это не спасает их от воинского призыва. Более того, езидов отправляли на прифронтовую зону в период последней войны в Карабахе. Так, фактом ранения своих соплеменников хвастался все тот же провластный депутат-езид Рустам БАКОЯН, которого Ереван выставил на витрину своей «демократии». Cам БАКОЯН, благополучно пролежавший «годы» военной службы в госпитале, никаких попыток добиться отмены призыва для своих соплеменников не предпринимал.
В целом положение езидов в Армении оставляет желать лучшего. Многочисленные заявления лидеров местных езидских общин в официальных СМИ об отсутствии какой-либо дискриминации смахивает на откровенное очковтирательство, необходимое для отчетов перед Брюсселем и отбеливания этнических чисток, наблюдавшихся и продолжающих наблюдаться в современной истории Армении.
Только вот отчеты едва ли улучшают обстановку непосредственно на местах. Выставлять на витрину хорошее отношение к езидам, скрывая массовый исход азербайджанцев и сородичей езидов — курдов, дело не из благородных. А учитывая вышеперечисленные реалии — и подавно не благородное.
Алекс СВЕРЧИНСКИЙ, специально для PolitRUS.com.
* террористическая организация, запрещена в РФ