БРИКС является одним из проводников многополярности в современной международной системе

БРИКС является одним из проводников многополярности в современной международной системе

Уже не раз обсуждалось, что XVI саммит БРИКС в Казани явился доказательством мощи и растущего потенциала объединения. Участие в саммите нескольких десятков глав государств, высокопоставленных представителей международных организаций стало демонстрацией прочной включенности России в мировую политику, показателем экономической и политической значимости государства и невозможностью осуществить ее тотальную изоляцию.

Наибольшую активность в плане выдвижения инициатив выразили именно те страны, которые претендуют на статус новых «центров силы» в формирующейся в настоящее время структуры глобального мира. При этом яркие лозунги, интересные и важные идеи, во многом, остались без юридического оформления и четкой фиксации, а значит, есть вероятность, что они отправятся «в долгий ящик».

БРИКС, который изначально создавался как альтернатива экономическому блоку G7 (стран «большой семерки») сейчас, по большей мере, это не союз «во имя чего-то», а скорее союз «против» целого ряда идей: глобального доминирования Запада, гегемонизма США, жизни «по правилам», которые могут конъюнктурно меняться и т.д.

Сам факт того, что объединение сплочено отрицанием прошлого концепта глобального устройства во главе с США и ЕС говорит не только о серьезном потенциале к расширению его членов (за счет кооптации всех несогласных), но и о внутренних проблемах самой структуры (потому что принимать всех подряд нецелесообразно). БРИКС является надгосударственным объединением межцивилизационного характера, одним из проводников многополярности в современной международной системе, но, тем не менее, все более явными становятся внутренние противоречия в организации.

Одним из выражений этого становится неопределенность вопроса статуса новых членов организации, так как 13 государств стали «странами-партнерами БРИКС», т.е. получили некий временный статус, окончательное преобразование которого в полноправных участников будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе и от коллегиальной позиции стран-основателей объединения.

Так и нерешенным остался вопрос введения единой валюты внутри объединения, против которого резко выступала Индия. Без должной реакции осталась озвученная президентом России Владимиром ПУТИНЫМ идея о введении альтернативной системы банковских расчетов (вместо SWIFT).

На данный момент БРИКС является растущей организацией, совокупный экономический потенциал которой не только превышает G7, но и продолжает активно увеличиваться.

Однако для полноценного превращения организации в крупнейшего игрока мировой политики требуется осознание своих особых групповых интересов, которые не будут ограничиваться общими фразами о справедливом мироустройстве. БРИКС в ближайшем будущем придется осознать свою самостоятельность и выступить с единой позицией организации по целому ряду глобальных вопросов. Чем раньше произойдет выраженное внешнее позиционирование, тем быстрее удастся решить и внутренние противоречия.

Кирилл МАКАРЕНКО, старший преподаватель кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета (ВолГУ).

Источник: Аналитический центр Российского общества политологов.

АКТУАЛЬНО