Турция ведет переговоры с США о возможном снятии запретов для нее относительно взаимодействия с «Газпромбанком», чтобы и дальше оплачивать поставки российского газа. Напомним, власти США ужесточили санкции против более чем 50 российских банков, включая «Газпромбанк», что сделало невозможным иностранцам осуществлять операции через него.
Мыслями о том, как будем решать проблему один из ключевых клиентов «Газпрома» и хаб на пути в Европу поделился директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил НЕЙЖМАКОВ:
— Еще в августе 2022 года, в ходе переговоров в Сочи, Владимир ПУТИН и Реджеп Тайип ЭРДОГАН договорились, что не менее 25% поставляемого в Турцию российского газа будет оплачиваться в российских рубля. Позже те же намерения были подтверждены и после встречи двух этих лидеров на полях саммита ШОС в сентябре того же года. Многие наблюдатели и турецкие официальные лица тогда заявляли, что такой шаг выгоден самой Анкаре. Например, тогдашний министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих ДОНМЕЗ в сентябре 2022 года заявлял, что такое решение снизит потребность его страны в долларах, а также сам объем затрат на оплату подобных поставок.
При этом уже тогда многие издания отмечали, что для Турции возрастает риск в будущем столкнуться с американскими санкциями из-за подобной политики. Характерно, что в Турции осенью 2022 года проводился опрос по поводу этого сюжета.
По данным, полученным тогда работающей с 2016 года исследовательской компанией İstanbul Ekonomi Araştırma, 52% респондентов переход на частичные расчеты в этой сфере в российских рублях, даже с учетом санкционных рисков, одобряли.
— Американские санкции против «Газпромбанка» — это попытка помешать покупателям российского газа оплачивать его? Почему их ввели только сейчас?
— Это вполне отвечает стратегии США по постепенному расширению санкционного давления.
Можно отметить, что официальный Вашингтон в отношении «Газпромбанка» изначально занимал более мягкую позицию, чем, например, официальный Лондон, включивший эту компанию в свои санкционные списки еще в марте 2022 года.
— Насколько газовое сотрудничество Турции и России напрягает США? Готовы ли в Вашингтоне пойти на обострение отношений с Анкарой. Чтобы осложнить или вообще сорвать его?
— Руководству США в рамках санкционного давления, конечно, в идеале хотелось бы добиться снижения объемов экономического взаимодействия России со всеми ее партнерами. В то же время, любые требования Вашингтона в отношении других государств, в итоге, могут становиться предметом торга.
— Дональда ТРАМПА считают защитником интересов американских производителей нефти и газа. При нем давление усилится?
— Как минимум, Дональд ТРАМП может использовать этот сюжет для давления как на Анкару, так и на Москву. Опять же, во многом в качестве предлога для получения уступок по другим вопросам.
— К чему приведут переговоры Анкары и Вашингтона? Как устроены американские санкции? Могут сделать исключение для одной страны?
— В рамках американских санкционных мер действительно могут быть сделаны оговорки и исключения. Скажем, в рамках санкций в отношении того же «Газпромбанка» до 28 июня 2025 года действует исключение для проекта «Сахалин-2».
— Что, если Турция и США не договорятся? Какие возможны варианты изменения механизмов оплаты? Почему мы не можем сделать исключение для Турции и разрешить платить другим способом, не в рублях?
— Какие-то уступки США в отношении Турции по этому поводу возможны. Если переговоры между Анкарой и Вашингтоном по этому поводу осложнятся, скорее всего, будут использованы более сложные схемы для подобных расчетов между Россией и Турцией.
По материалам издания «Свободная Пресса».