Черный лебедь над Сирией

Черный лебедь над Сирией

На Ближнем Востоке события развиваются стремительно. Сирия снова в огне и снова оказалась на радарах мировых новостей. Делать поспешный анализ будущего Сирии в этих условиях — неправильный поступок.

События в Сирии показывают нам, что мы еще раз убедились в гениальности Карла КЛАУЗЕВИЦА (1780-1831гг.), который в своей фундаментальной книге «О войне» писал:

«Исход войны никогда не представляет собой чего-то абсолютного… Даже заключительный, решающий акт всей войны в целом не может рассматриваться как нечто абсолютное, потому что побежденная страна/страна часто видит в этом лишь временное зло, которое может быть исправлено в будущем последующими политическими отношениями».

После 2020 года в результате Астанинских переговоров (Астанинский формат) конфликт в Сирии был заморожен, и многие считали, что это на долгосрочную перспективу. Власть в Дамаске расслабилась и отдалась земным страстям и придворным играм. Вместо реформ, модернизации и создания новой сильной армии начался ее распад, генералы и офицеры предались курению кальяна, на всех государственных уровнях процветала коррупция и кумовство, а тяжелое экономическое и социальное положение в результате жестоких американских санкций в результате закона «Цезаря» только усугубило трагическую картину.

Провал недавних переговоры между Сирией и Турцией о нормализации отношений только усилили экстремистов в Идлибе. Конфликт между КСИР и частью руководства Сирии, как между «Хезболлой» и частью руководства Сирии тоже оказали влияние.

Воспользовавшись геополитической ситуацией на Ближнем Востоке и в мире, занятостью Ирана и «Хезболлы» конфликтом с Израилем, а России — конфликтом на Украине, экстремисты из Идлиба провели молниеносную операцию (около 20 тысяч боевиков) в направлении Алеппо и Хамы.

Даже сами экстремисты удивлены успехом своего наступления, когда без серьезных боевых действий прорвались вглубь провинций Алеппо и Хама. Самое интересное что ядро ​​ударных группировок экстремистов составляют экстремисты из Центральной Азии и Кавказа.

С другой стороны, шокирующий успех наступления экстремистов из Идлиба в направлении Алеппо и Хамы является результатом военного краха сирийской армии и спецслужб в провинциях Алеппо и Хама, а также военного и разведывательного фиаско Ирана и частично России. Российский генерал, курирующий Сирию (командующий российской группировкой в Сирии генерал-лейтенант Сергей КИСЕЛЬ — ред.) сменен, но на данный момент это ничего не меняет.

Ситуация в Сирии критическая — даже несмотря на то, что есть ощущение временной стабилизации фронта на окраине Хамы. Развал сирийской армии в провинции Алеппо — полный. Алеппо и его окрестности, военные базы и склады, военные аэропорты с системами ПВО, самолетами, вертолетами и беспилотниками достались экстремистов практически без боя.

В отличие от Алеппо, провинция Хама в настоящее время спасена благодаря отсутствию второго эшелона в рядах экстремистов, а также отправке мобильных групп из Дамаска и других регионов Сирии для предотвращения распада и падения Хамы. Высока вероятность активизации экстремистских ячеек и в других регионах Сирии.

То, что благодаря ЧВК «Вагнер», «Хезболле» и шиитским ополчениям большой кровью и тяжелыми городскими боями удалось вернуть в 2015-2016 годах в Алеппо и провинции, теперь в результате массового бегства, некомпетентности офицеров и генералов сирийской армии, отсутствие подготовленных линий обороны было потеряно за три дня. Это говорит о масштабе фиаско и краха сирийской армии и сектора безопасности. Такого не было даже в самые тяжелые времена 2011-2015 годов.

В отличие от того времени, сегодня в Сирии нет «Вагнера» и «Хезболлы», которые были основой военных побед в Алеппо, Пальмире, Дейр-эз-Зоре. «Вагнера» практически больше нет, «Хезболла» занята Ливаном и восстановлением своего потенциала после войны с Израилем, иранские силы и ополченцы уничтожены в Сирии в результате постоянных израильских авиаударов.

Вопрос в том, вернет ли Дамаск контроль над провинциями Алеппо и Идлиб — когда и какой ценой. Даже Москва сегодня не может отправить экспедиционные силы и контингенты — как это было в 2015 году. Плюс Россия не может компенсировать потери техники и боеприпасов сирийской армии, особенно танков, бронетехники, артиллерии, самолетов и вертолетов. Иран не производит такие вооружения.

Сирийская армия сегодня — бумажный тигр, мотивация и боевой дух армии находятся на низком уровне, из всей армии боеспособны от силы две дивизии.

Очень много зависит от Тегерана, как быстро и оперативно сможет Иран переправить и развернуть в Сирии контингент КСИРа, шиитской милиции из Ирака и Афганистана. Возможно, «Хезболла» тоже отправит ограниченный контингент в Сирию. Россия тоже будет вынуждена увеличить свой контингент в Сирии.
Более чем наверняка Сирию ждут трудные времена, новые страдания, разрушения и колонны беженцев в направлении Европы.

Дарко ТОДОРОВСКИ, политический аналитик.

АКТУАЛЬНО