Виталий АРЬКОВ: «Для России победа в СВО важнее проблем режима АСАДА в Сирии»

Виталий АРЬКОВ: «Для России победа в СВО важнее проблем режима АСАДА в Сирии»

Отношения России и Ирана в целом можно охарактеризовать как уважительные, конструктивные и динамично развивающие. Закрепить достигнутое и открыть новые возможности позволит подписание договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.

На это в интервью изданию Cebhe Info обратил внимание российский политолог, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS.com Виталий АРЬКОВ:

— Однако важно понимать, что документ накладывает и обязательства на обе стороны. И если Москва готова пойти на определенные риски (очевидно, новые грани партнерства с ИРИ их в перспективе перекрывают), то вот Тегеран уже даже на этом этапе пытается лавировать.

Можно предположить причины в целом ряде все же имеющихся серьезных разногласий между Москвой и Тегераном.

Часть из них — на Южном Кавказе, где у Ирана и России, в частности, не совпадают взгляды по развитию транспортных коммуникаций в регионе, а также формирующемуся паритету сил между Азербайджаном и Арменией.

Есть разногласия, обусловленные широким сотрудничеством Москвы и Анкары, что идет в разрез с планами Тегерана по восстановлению своего лидерства в макрорегионе. Есть разногласия, касающиеся использования Каспия. Есть разногласия по сирийской проблематике. Есть разногласия даже по МТК «Север — Юг». И т.д.

Можно также предположить, что Тегеран занял выжидательную позицию в связи с возвращением в Белым дом Дональда ТРАМПА.

С одной стороны, ТРАМП публично занимает довольно жесткую позицию в отношении Ирана, а Республиканская партия известна своими исторически близкими связями с Саудовской Аравией и рядом других суннитских монархий Средней Востока. Также, к слову, как и с Израилем.

С другой стороны, официальное подтверждение плотного сотрудничества Ирана с Россией (в т.ч. в военной сфере, что давно «секрет Полишинеля») до того момента, пока Москва и Вашингтон не разрешат украинский конфликт, в состоянии навлечь еще большие неприятности на режим мулл.

Достаточно ревностно в Тегеране относятся и к сближению Москвы с Эр-Риядом. Несмотря на восстановление дипотношений, напряженность между Саудовской Аравией и Ираном сохраняется. В ее основе как давнее соперничество за лидерство на всем Среднем Востоке, так и относительное «свежие» причины — всестороння иранская поддержка йеменских хуситов.

Что касается Вашего вопроса «Почему Москва и Тегеран молчат в Сирии?», то они не молчат.

Так, на днях по инициативе Тегерана состоялся телефонный разговор президента России Владимира ПУТИНА с иранским коллегой Масудом ПЕЗЕШКИАНОМ, одной из главных тем которого также стало обострение ситуации в Сирии. ВКС России оказывает поддержку Сирийской арабской армии, нанося удары по базам террористической группировки «Джабхат ан-Нусра» *и скоплениям других боевиков в провинциях Алеппо и Идлиб.

В свою очередь Иран уже усилил свое военное присутствие в Сирии. Ему важно не допустить падениями Хомса (важного транспортно-логистического хаба) и взятия боевиками под контроль сирийско-ливанской границы. В этом случае будет перекрыт основной коридор снабжения движения «Хезболла» в Ливане и тогда Израиль почти наверняка нарушит перемирие с целью завершить операцию по его уничтожению.

Важным моментом является то, что Россия в настоящее время серьезно завязана на украинском направлении и очень близкая победа в СВО для Кремля имеет первостепенное значение.

Поэтому проблемы режима Башара АСАДА, оказавшегося неспособным удержать провинции, ранее отвоеванные Россией и Ираном у боевиков, совершенно естественным образом отошли на второй план. И этим, очевидно, воспользовались деструктивные силы, разморозившие военные действия в Сирийской Арабской Республике.

* террористическая организация, запрещена в РФ

АКТУАЛЬНО