Сирия: ад после АСАДА?

Сирия: ад после АСАДА?

Падение Дамаска и, как следствие, режима Башара АСАДА произошло относительно мирно, насколько это вообще применимо к военным действиям в Сирии, которые возобновились в конце ноябре с.г. после почти пятилетнего перемирия. И это лишь подтверждает ранее появившуюся информацию о новой сделке между ключевыми операторами сирийского вопроса.

В конце ноября, на фоне накаляющейся обстановки в Сирии на тот момент ее действующий президент Башар АСАД, по сообщению ряда СМИ, неофициально прибыл в Москву. Примерно тогда же началась интенсивная фаза переговоров по сирийской проблематике между Россией, Ираном и Турцией — об этом сообщалось официально, хотя и без каких-либо подробностей.

Одновременно появилась информация об участии в больших переговорах по сирийскому вопросу Израиля, Саудовской Аравии и даже США. Однако все их участники это публично опровергали — вероятно, в т.ч. и по причине того, что данный факт может определенным образом повлиять на расстановку сил на других геополитических шахматных досках, где многие из них являются непримиримыми соперниками.

В этой связи уход Башара АСАДА (возможно, его самолет был сбит при бегстве из столицы) и переход контроля над Дамаском и рядом других крупных городов Сирии под контроль условных повстанцев в корне неверно трактовать как фиаско России и/или Ирана. Это переигрывание сирийской партии с учетом новых объективных реалий и интересов той же Москвы на других «досках». Прежде всего, конечно, в СВО — для сохранения за Россией де-факто большей части контролируемых территорий бывшей Украины.

Т.е. уступить в малом и не имеющем первостепенное значение с целью получения большего и важного. Этакий сирийский гамбит.

И в этой связи можно предположить, что все последние годы Кремль удерживал на своих штыках режим АСАДА в Сирии не только отдавая дань традиции — в этом году отметили 80-летний юбилей российско-сирийских дипломатических отношений, но и как предмет возможного размена. С той же Турцией и даже Израилем, которые не поддержали санкции в отношении России и отказались, по крайней мере официально, от поставок летальных вооружений киевскому режиму.

При этом Россия не теряет Сирию полностью. Как минимум за Москвой остается населенная преимущественно алавитами (сейчас также они массово бегут туда из Дамаска и Хомса) мухафаза Латакия (в т.ч. крупнейший порт Сирии) на западе страны, где находится еще с советских времен военно-морская база Москвы в Тартусе (второй по величине порт Сирии) на Средиземном море и расквартирована с 2015 года авиабаза ВКС России в Хмеймим.

Таким образом Сирия де-факто перестает существовать как монолитное единое государство. Она будет разделена на зоны влияния основных игроков: Турции, России, Ирина, а также Израиля, который, во-первых, получит полный контроль над Голанскими высотами (мухафаза Эль-Кунейтра) и, во-вторых, постарается перерезать «пуповину» между Ираном и «Хезболлой» в Ливане.

На первый взгляд, наибольшую выгоду от перезагрузки Сирии получает Турция. Одно только получение контроля над крупнейшим городом — Алеппо (мухафаза Халеб) имеет огромное символичное значение для проекта «Великий Туран».

Однако триумф Анкары, вполне вероятно, охладит Вашингтон расширением статуса и возможностей Сирийского Курдистана, под контроль которого передадут не только мухафазу Эль-Хасака, но и часть мухафазы Халеб на границе с Турцией.

Да и в целом падение режима АСАДА — как конец правления алавитского меньшинства не приведет к миру на сирийской земле. Напротив, как это уже случилось ранее в Ираке и Ливии, многочисленные этнические и, прежде всего, религиозные конфликты только обострятся и Средний Восток еще больше погрузится в хаос.

АКТУАЛЬНО