Нахождение экс-президента Сирии Башара АСАДА в России официально подтвердил накануне пресс-секретарь президента России Дмитрий ПЕСКОВ. По его словам, данное решение — предоставить политическое убежище — было принято Владимиром ПУТИНЫМ из гуманистических соображений.
В последних числах ноября — на фоне обострения ситуации в Сирии — появилась информация о пребывании в Москве Башара АСАДА и членов его семьи. Затем сам Башар АСАД вернулся в Дамаск, где провел консультации с представителями повстанцев, после чего объявил о своей отставке и поручил премьер-министру Сирии обеспечить мирную передачу власти конструктивной части оппозиции.
В этом году отмечается 80-летие установления дипломатических отношений между нашими странами. Семья АСАД — давние надежные партнеры Кремля на Ближнем Востоке. Дружеские отношения между Москвой и Дамаском установились еще при Хафезе АСАДЕ, продолжились они при его сыне Башаре АСАДЕ. В этой связи, полагаю, не было никаких сомнений в предоставлении Башару АСАДУ и его семье политического убежища.
Это вопрос чести. — Россия не предает своих друзей!
Предположу, что судьба Башара АСАДА обсуждалась также Владимиром ПУТИНЫМ и Реджепом Тайипом ЭРДОГАНОМ во время их недавнего телефонного разговора, посвященного ситуации в Сирии. Как известно, Турция имеет серьезное влияние на значительную часть сирийских повстанцев. И в результате гарантии безопасности семье АСАД были предоставлены в обмен на сложение полномочий и отказ от продолжения военных действий.
На трагическом опыте Ирака и Ливии можно предполагать, что на продолжительное время стоит забыть о Сирии как о монолитном государстве.
Во-первых, невероятно сильны этнические и особенно религиозные разногласия. Да, контроль над Дамаском, Алеппо и рядом других крупных городов и мухафаз получат представители суннитского большинства. Однако внутри данной религиозной общности есть глубокие разногласия уже по другим причинам, поэтому совсем скоро станем свидетелями нового витка напряженности и кровавых столкновений. К тому же шииты (представленные преимущественно алавитами) будут до последнего отстаивать свои земли как минимум в Латакии, куда они сейчас массово бегут.
Во-вторых, в Сирии сходятся интересы нескольких мощных внешних игроков: Россия, Иран, Турция, Израиль, Саудовская Аравия и США.
Пошакалить на развалинах Сирии уже рвется и Франция.
Протекторат России, вероятно, распространится на населенную преимущественно алавитами мухафазу Латакию (в т.ч. крупнейший порт Сирии) на западе страны, где находится еще с советских времен военно-морская база Москвы в Тартусе (второй по величине порт Сирии) на Средиземном море и расквартирована с 2015 года авиабаза ВКС России в Хмеймим.
Израиль, как минимум, получит полный контроль над Голанскими высотами (мухафаза Эль-Кунейтра) и, как максимум, постарается лишить Иран наземного коридора с «Хезболлой» в Ливане. Сегодня мы видим, как пользуясь безвластием и неразберихой ЦАХАЛ планомерно уничтожает инфраструктуру Сирийской арабской армии, которая уже фактически лишилась авиации, ПВО и военно-морского флота.
Тель-Авив цинично объясняет агрессию против переживающего национальную катастрофу соседнего государства стремлением не допустить попадания оружия и боеприпасов в руки элементов, «представляющих потенциальную угрозу для Израиля», в то время как его танки уже в 20 км от Дамаска.
Наибольшую выгоду от перезагрузки Сирии, на первый взгляд, получает Турция. Так, контроль над имеющим богатую османскую историю крупнейшим городом страны — Алеппо (мухафаза Халеб) имеет огромное символичное значение для мегапроекта «Великий Туран».
Однако при этом для Анкары осложнится т.н. «курдская проблема» — совершенно точно Вашингтон не откажется от возможности закрепиться в Сирии с помощью лояльных ему курдов и тем самым выровнять баланс сил. Поэтому видится перспектива значительного расширения статуса и ресурсов Сирийского Курдистана, под контроль которого передадут не только мухафазу Эль-Хасака, но и часть мухафазы Халеб на границе с Турцией.