Депортация за иное мнение: история общественника из Эстонии

Депортация за иное мнение: история общественника из Эстонии

В странах Европы задолго до начала специальной военной операции (СВО) власти стали прикладывать максимальные усилия с целью извести все, что связано с Россией. Особенно агрессивно это происходит на постсоветском пространстве — в Молдавии и республиках Прибалтики, где раз за разом «пробивает дно» Эстония. Неугодных людей могут лишить работы, угрожать или даже депортировать. В 2022 году в такой ситуации оказался коренной житель Таллина Алексей ЕСАКОВ.

Алексей проживал в Эстонии с трех лет (с 1976 года), его мама родом из Ивановской области, отец — с Украины. В 2014 году, когда начали обстреливать Донбасс, он и его соратники не смогли остаться в стороне и стали помогать тем, кто оказался в беде. Сначала удалось собрать инициативную группу, а потом открыли НКО «Добросвет». В общей сложности удалось отправить 360 тонн самого разного гуманитарного груза на 18 машинах — с 2014 по 2019 год.

Собирали груз по всем странам Евросоюза, а отправляли через Эстонию, рассказывает Алексей ЕСАКОВ:

«Когда все это началось в 2014 году — мы видели, что происходило на Донбассе. Каждый раз, когда моя супруга наблюдала за этим, она расстраивалась. Тогда и решили — нужно либо что-то делать, либо выключить телевизор. Так и родилась идея. Груз для первого рейса собрали быстро. Вещи хранились в двух кабинетах. За 2-3 недели комнаты забили различными товарами буквально под потолок, тогда встал вопрос — как быть? Люди в очереди стояли, просили, чтобы все это ушло на Донбасс. Были сложности с отправкой, никто в Эстонии не хотел с этим помогать. В итоге откликнулись ребята из клуба «Ночные волки».

Конечно, на такую деятельность не могли не обратить внимание эстонские власти, которые стали всячески чинить препятствия. Со временем организация разрасталась, и две комнаты превратились в большой склад, куда привозили различные вещи со всей Европы, — даже с Греции и Кипра.

Как вспоминает Алексей ЕСАКОВ, обыски проводили неоднократно, задержания тоже были:

«Периодически к нам приходили из полиции безопасности, вызывали на допрос. По мнению эстонский властей мы помогали запрещенным организациям, к которым они относили ЛНР и ДНР. Помню, как в 2016 году мы организовывали акцию «Бессмертный полк» в Таллине. В итоге власти запретили его проводить. Но люди готовились — они все равно пришли. После чего на всех, кто был организаторами, завели административное дело».

Соратник Алексея ЕСАКОВА — эстонский юрист, антифашист и правозащитник Сергей СЕРЕДЕНКО — все эти решения оспорил в суде. Однако власти этого не забыли, спустя несколько лет его ложно обвинили в антигосударственной деятельности и отправили в тюрьму на 5,5 лет.

Давление со стороны эстонских властей усиливалось, тогда была создана организация «Российские соотечественники Европы», цель — правовая защита, чтобы общественники могли защитить свои права.

Алексей ЕСАКОВ вспоминает, что эстонским властям удалось многих запугать и люди перестали участвовать в общественной деятельности, так как боялись потерять работу, бизнес, а то и быть высланными из Эстонии, т.к. считались там «людьми второго сорта»:

«Хочу отметить, что у меня был серый паспорт — лицо без гражданства. В этом случае у человека есть вид на жительство, но нет возможности участвовать в выборах, а также нет военной обязанности. И в 2022 году после начала специальной военной операции меня решили депортировать. Мы проводили один из пикетов в защиту ложно осужденного нашего соратника, при этом суды проходили в закрытом режиме, куда не пускали никого — ни наблюдателей, ни прессу. Через несколько месяцев меня вызвали в полицию как свидетеля дать показания относительно акции протеста. В участке в комнату влетели следователь-криминалист, представители полиции безопасности и сунули мне дело о моей депортации. Все было на эстонском. Я просил переводчика, хотел связаться с российским консульством, семьей — на что получил отказ. Как мне сказали, за связь с российским консульством начальство их по голове не погладят».

После этого Алексея ЕСАКОВА отвезли в тюрьму, не дав возможности связаться с родственниками. Словно опасного криминального преступника его сопровождали четыре вооруженных эстонских силовика, еще несколько встречали:

«Видимо, они думали, что буду как СУХОРУКОВ кричать: «Я здесь остаюсь». У меня с собой ничего не было — даже телефона, так как я понимал, что вся информация из телефона будет изъята. При себе были только солнцезащитные очки и паспорт. Если говорить об официальной причине депортации, то сказали мне так: за контрабанду в особо крупных размерах, а также сотрудничество с террористическими организациями. Более того, остальную информацию мне не озвучили, так как она под грифом «секретно».  Меня лишили вида на жительство, а также возможности получить шенгенскую визу в течение пяти лет».

По словам Алексея ЕСАКОВА, уже в 2023 году то же самое произошло с его соратником и другом — активистом общественной организации «Ночной Дозор», координатором акции «Бессмертный полк. Таллин» Сергеем ЧАУЛИНЫМ. Который и вовсе родился в Эстонии (Эстонской ССР — прим.), гражданства России также не имел — у него был «серый паспорт» (статус — лицо без гражданства). Однако его все равно депортировали в Россию, ссылаясь на якобы деструктивную общественную деятельность и пророссийские взгляды.

Говоря об истоках этого противостояния, Алексей ЕСАКОВ уверен, что точкой невозврата стал 2007 год. Есть мнение, что Русская весна началась вовсе не с Крыма и Донбасса, а куда раньше — с Таллина:

«Произошла так называемая «бронзовая ночь», когда власти попытались снести памятник Бронзового солдата на главной площади в Таллинне. Тогда русскоязычные жители Эстонии выразили протест против этого. В ситуацию вмешалась полиция, которая и спровоцировала беспорядки. Позже вся полиция из города исчезла на некоторое время, каким-то образом выпустили заключенных из городской тюрьмы — в центре города начались погромы, и все это потом повесили на русскоязычных жителей. Задержанных было очень много, а мест в полицейских участках не хватало. Тогда часть людей отвезли в один из терминалов порта. Наручников на всех тоже не хватало, людям связывали руки строительными лентами, сажали на холодный бетонный пол. Кто-то так провел несколько часов, а кто-то — несколько дней. Все это не обошлось без применения спецсредств и насилия. Более того, было множество историй с пропавшими без вести, которых странным образом потом находили в других странах ЕС».

Алексей ЕСАКОВ вспоминает, что за этим последовали чистки в полиции, откуда уволили почти всех русскоязычных сотрудников, стали закрывать русские школы, началось давление в СМИ, а сейчас на человека могут завести уголовное дело просто даже за изображение российского флага или георгиевской ленты:

«И я не думаю, что ситуация может улучшиться. Но мы свои дело не бросаем. Мы продолжаем помогать — в частности, тем, кого, как и нас, незаконно депортировали».

Галина ЧЕРНОВА, специально для PolitRUS.com.

Фото: Sputnik.

АКТУАЛЬНО