
Встреча глав нескольких европейских государств в покинувшей Евросоюз Великобритании, которая больше других зависит от США в вопросах обороны и внешней политики, является лучшей иллюстрацией того, что «европейский суверенитет» — это фикция.
Лондонский саммит — это саммит пустоты и пустых слов. Все сводится к тому, что Европа в одиночку не может предоставить Украине «гарантии безопасности», и необходимо любой ценой привлечь США в качестве главного гаранта.
Десятки миллиардов, сотни миллиардов, триллионы и другие неограниченные суммы, которые ЕС якобы готов потратить на свою оборону и оборонную промышленность, а также на помощь Украине, — это просто фарс. За три года ЕС практически ничего не сделал в военном плане. Но этого не произошло, поскольку сегодня проблемы европейской оборонной промышленности невозможно решить деньгами.
Попытка максимально «раскочегарить» европейский военно-промышленный комплекс не даст никакого эффекта в краткосрочной перспективе. Потребуются десятилетия, чтобы изменить эту ситуацию, и меняться придется всей Европе — с сокращением социальной помощи и других льгот и очевидными последствиями в виде негативной реакции населения. Плюс ко всему, у каждой страны ЕС есть свои приоритеты, которые не всегда совпадают с приоритетами Брюсселя. ЕС на протяжении последних 30 лет разрушал свою оборонную промышленность и это нельзя исправить за год.
Почему? Вот ответ — Соединенные Штаты несут 70% всех расходов НАТО. Ниже представлен список стран НАТО и их доли в общем военном бюджете альянса:
- США — 70,5%;
- Великобритания — 5,4%;
- Франция — 4,7%;
- Германия — 4,7%;
- Италия — 2,6%;
- Канада — 2,1%;
- Турция — 1,8%;
- Испания — 1,6%;
- Польша — 1,2%;
- Нидерланды — 1,1%.
Европа, а точнее ЕС, сегодня не может даже сформулировать свои собственные стратегические интересы. Они полностью зависят от Соединенных Штатов.
Украинский кризис происходит на европейской территории и на территории, которая на протяжении нескольких десятилетий претендует на включение ее в сферу своих интересов, то есть в ЕС. В то же время, полностью зависимые в сфере обороны и внешней политики, европейцы сейчас оказались в положении котят, брошенных на произвол судьбы.
Однако это возвращает нас к ключевому вопросу: что дальше? Политика — это искусство возможного, но что возможно для Европы и для Украины? Европейцы не знают (или не хотят) ответа на этот вопрос, поскольку не существует «общеевропейской перспективы» прекращения конфликта на Украине, а есть лишь точка зрения европейских национальных государств, в которой каждое государство имеет свои собственные расчеты и национальные интересы, когда речь идет о прекращении конфликта и послевоенном устройстве Украины. И эти интересы и цели различаются от страны к стране.
Грядет окончательная развязка украинской трагедии. А ЕС продолжит зависеть от США в военном и внешнем плане.
Дарко ТОДОРОВСКИ, политический аналитик.