Абхазия и Южная Осетия для Грузии: мирное разрешение конфликта или «мертвая точка»?

Абхазия и Южная Осетия для Грузии: мирное разрешение конфликта или «мертвая точка»?

Вопрос восстановления территориальной целостности Грузии был одним из главных месседжей «Грузинской мечты» в преддверии парламентских выборов 2024 года. 14 сентября 2024 года на предвыборном митинге «Грузинской мечты» в Гори основатель и почетный председатель партии Бидзина ИВАНИШВИЛИ в очередной раз обвинил предыдущее правительство в развязывании войны 2008 года, пригрозил ее лидерам судом и пообещал «извиниться перед осетинскими братьями и сестрами».

С тех пор ни один другой лидер «Мечты» не внес дополнительной ясности в этот вопрос. После парламентских выборов в Грузии прошло несколько месяцев, однако по-прежнему для иностранных журналистов актуальны вопросы:

  • На каком уровне находятся отношения Тбилиси с Сухуми и Цхинвали?
  • Развиваются ли контакты в гуманитарной и общественной сферах?
  • Существуют ли какие-либо ограничения для жителей этих регионов при посещении Грузии?
  • Могут ли они получить грузинский паспорт, например, для поездки в страны Евросоюза, но в действительности жить в Абхазии и Южной Осетии (Цхинвальском регионе)?
  • Наблюдали ли в Грузии за выборами в Абхазии? Имеет ли значение для Тбилиси, кто занимает пост де-факто президента Абхазии?
  • Диалог с какими политиками и общественными движениями Абхазии, по мнению Грузии, может быть конструктивным и прогрессивным?

Председатель комитета парламента Грузии по международным отношениям Николоз САМХАРАДЗЕ отреагировал на итоги второго тура президентских выборов в Абхазии (официальный Тбилиси не признает их — PolitRUS) обращением к международному сообществу — «особенно к европейским странам, которые не осудили так называемые выборы в Абхазии», в котором призвал осудить и объявить их незаконными:

«От имени парламента мы осуждаем проведение «выборов», поскольку любой акт или любое действие, которые будут осуществляться на территории Абхазии, до тех пор, пока юрисдикция Грузии не будет полностью восстановлена и пока Абхазия не будет деоккупирована (сохранена терминология — PolitRUS), безусловно, являются незаконными. И эти так называемые выборы незаконны».

Кроме того, Министерство иностранных дел Грузии в связи с 63-им раундом Женевских международных переговоров, распространило следующее заявление:  

«В рамках переговоров грузинская делегация сосредоточила внимание на основных вопросах повестки дня Женевских международных дискуссий, таких как необходимость полного выполнения Россией международных обязательств по соглашению о прекращении огня от 12 августа 2008 года, заключенному при посредничестве Евросоюза, и безопасное и достойное возвращение внутренне перемещенных лиц и беженцев в свои дома».

МИД Грузии также подчеркнул значение восстановления регулярных встреч в Гали и Эргнети в рамках Механизма превенции инцидентов и реагирования на них (IPRM) без всяких предпосылок и в соответствии с фундаментальными принципами.

В рамках 63-го раунда грузинская делегация выразила обеспокоенность в связи «с тяжелейшей ситуацией в сферах безопасности, прав человека и гуманитарной сфере, сложившейся в «оккупированных регионах» (сохранена терминология — PolitRUS), продолжающейся милитаризацией и строительством российской военно-морской базы в Очамчире и запуском сухумского аэропорта».

Грузинская сторона также осудила проведение так называемых президентских выборов в «оккупированном Абхазском регионе» (сохранена терминология — PolitRUS) и встречу президента России с лидером «оккупационного режима» (сохранена терминология — PolitRUS), расценив их как «очередной шаг к аннексии и грубое нарушение суверенитета и территориальной целостности Грузии в пределах ее международно признанных границ».

При этом в МИД Грузии заявили, что представители России и «оккупационных режимов» (сохранена терминология — PolitRUS), «как обычно, покинули стол переговоров при обсуждении одного из главных вопросов повестки дня, который касался возвращения внутренне перемещенных лиц и беженцев с оккупированных территорий в свои дома».

Отвечая на вышеупомянутые вопросы, грузинский политолог, доктор психологии Рамаз САКВАРЕЛИДЗЕ пояснил:

«Какой уровень отношений Тбилиси с Сухуми и Цхинвали? Официально почти никакой. Вероятно, работают спецслужбы, но «Грузинская мечта» заявила, что военное решение вопроса исключено, рассматривается только мирный процесс».

По словам Рамаза САКВАРЕЛИДЗЕ, Грузия без раздумий помогает абхазам, если им нужна медицинская или иная помощь. Однако официально абхазская сторона заявляет, что не нуждается в грузинской помощи, т.к. получает все необходимое от России: 

Рамаз САКВАРЕЛИДЗЕ

«В грузинах они в основном видят врагов. Ясно, что на таком психологическом фоне отдельные случаи народной дипломатии, которые существуют, больших результатов не дадут. Тем более, что агрессия формировалась на протяжении десятилетий. Этот политический фон нужно изменить, чтобы произошли и другие изменения — то есть восстановление наших связей должно понадобиться России. Что дало нам применение силы — мы увидели в 2008 году. Тогда мы фактически сами дали возможность России вернуть свои военные базы на территорию Грузии… Таким образом, тот, кто ввязался в войну, втолкнул Грузию в ловушку».

Рамаз САКВАРЕЛИДЗЕ выразил убежденность в том, что мирный путь восстановления отношений не имеет альтернативы хотя бы потому, что шанс провокаций будет сведен до минимума:

«Мирный путь восстановления отношений подразумевает многое, в том числе спокойствие. Торопиться не следует — тем более, что есть шанс замены международных механизмов и это многое изменит в отношениях с настроенными против соотечественниками. Но говорить об этом пока рано».

Руководитель геополитических исследований Центра стратегического анализа Грузии, доктор политических наук, профессор Вахтанг МАИСАЯ объясняет, что нынешнее отношение правящей партии «Грузинская мечта» к вопросу возвращения территорий — Абхазии и Цхинвальского региона (Южная Осетия — PolitRUS) находится «совершенно на нуле»:

Вахтанг МАИСАЯ

«Думаю, что такой плохой ситуации ни при одной другой власти не было. Нет никаких контактов. Оккупированные регионы (сохранена терминология — PolitRUS) — забытая тема, соответствующее министерство не работает с Цхинвали и Сухуми. Что касается паспортов, при поездках грузинскими паспортами почти не пользуются. Та часть грузинского населения Гали и Очамчире, которые приезжают к нам, возможно, имеют грузинские паспорта, но это очень редкое явление. Я знаю, что 7-8 абхазов перешли к нам, получили грузинские паспорта, чтобы поехать за границу, и это все. В Цхинвальском регионе никто грузинского паспорта не брал, там действуют российские паспорта».

По информации Вахтанга МАИСАЯ, фактически 98% населения Абхазии имеют российское гражданство и российские паспорта, в том числе паспорта для выезда за границу. В Цхинвальском регионе (Южная Осетия — PolitRUS) и же этот показатель возрос до 100% — там все граждане России:

«Та часть населения Гали, которые переходят на грузинскую сторону, учатся, лечатся здесь, конечно, имеют грузинские паспорта, но это ограниченное количество. Я знаю, что число тех, кто приезжает на лечение, очень сократилось в сравнении с периодом правления СААКАШВИЛИ».

Нет у нашего собеседника и сведений о контактах и обменных визитах между экспертами — в условиях правления «Грузинской мечты» Абхазия и Цхинвальский регион (Южная Осетия — PolitRUS) фактически стали мертвой точкой:

«Насколько я понимаю, «Грузинская мечта» больше вынашивает идею установления отношений с Москвой, чтобы с ее помощью что-то «прорубить» в отношениях с оккупированными территориями. Это исходная точка. В этих регионах, конечно, наблюдают за Грузией, но никто никакого влияния не имеет. Абхазские оппозиционные группы предпринимали определенные попытки выйти на контакт с представителями правительства Грузии, и была определенная координация, но с грузинской стороны они столкнулись с полным молчанием и стеной. Такова печальная реальность».

Нино СИМОНИШВИЛИ, специально для PolitRUS.com.

В материале использованы фотографии Александра ИМЕДАШВИЛИ/Sputnik.


Архивы

АБХАЗИЯ