
Переговоры президента Ирана Масуда ПЕЗЕШКИАНА с его азербайджанским коллегой Ильхамом АЛИЕВЫМ затронут в т.ч. отношения Тегерана и Вашингтона, где Баку мог бы быть посредником. Такое мнение высказал в беседе с РИА Новости основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS, эксперт по международным конфликтам Виталий АРЬКОВ.
Накануне стало известно, что визит в Азербайджан нового президента Ирана должен состояться уже в апреле и пройдет на фоне многолетних противоречий Баку и Тегерана, особенно после нападения на азербайджанское посольство в Исламской Республике:
— В ноябре 2023 года во время переговоров в Ташкенте с предшественником Масуда ПЕЗЕШКИАНА на посту президента Ирана лидер Азербайджана Ильхам АЛИЕВ обратил внимание на попытки инрегиональных сил вмешаться в дружественные отношения между Ираном и Азербайджаном:
«Эти попытки ни к чему не привели. Уверен, что и сейчас наши недруги не добьются своих целей. Иран и Азербайджан и дальше будут успешно сотрудничать и укреплять свои отношения».

Виталий АРЬКОВ
Редко у каких соседних государств нет каких-либо вопросов друг к другу. Есть таковые и в ирано-азербайджанских отношениях. Однако они разрешимы при наличии доброй воли на это со стороны Тегерана и Баку. Даже несмотря на все попытки тех самых инрегиональных игроков внести разлад, а то и разжечь войну — то подначивая Баку включить иранские провинции Ардебиль, Восточный и Западный Азербайджан в состав Азербайджанской Республики, то вбрасывая фейки о якобы готовящемся режимом мулл военном вторжении на территорию соседей.
Один из обсуждаемых вопросов касается Армении, которую на протяжении Карабахского конфликта в той или иной степени поддерживал Иран, а в настоящее время весьма болезненно реагирует на планы Азербайджана довести до полного исполнения трехстороннее заявление от 9/10 ноября 2020 года и получить возможность наземного сообщения с Нахичеванской автономной республикой по т.н. Зангезурскому коридору в Сюникской области Армении. Его восстановление предусмотрено фактически параллельно армяно-иранской границе и вблизи от нее.
Тегеран не раз выказывал обеспокоенность тем, что это может осложнить транспортное сообщение и в целом приграничные контакты Ирана и Армении, предлагая Баку и далее пользоваться сообщением с Нахичеванью через иранскую территорию, расширяя для этого необходимую инфраструктуру.
Очевидно, что в этой истории и Тегеран много чего не договаривает, и Баку совершенно логично не хочет «класть яйца в одну корзину», предпочитая иметь параллельно два транспортных коридора.
Новость о готовящемся в апреле визите ПЕЗЕШКИАНА в Баку и его переговорах с АЛИЕВЫМ, на мой взгляд, стоит увязывать еще и с наметившимся снижением напряженности между Ираном и США, формально выступающими в роли «старшего брата» Израиля.
Несмотря на то, что переговоры Ирана и США стартуют 12 апреля в Омане, вполне допускаю, что одним из посредником в этом процессе Азербайджан уже выступает или примет на себя такую миссию после встречи АЛИЕВА и ПЕЗЕШКИАНА.
Хорошо известно о плотном сотрудничестве Азербайджана с Израилем — в т.ч. в интересах близкой ему Турции — на фоне обострения ситуации в Газе Анкара и Тель-Авив формально в натянутых отношениях.
Также совершенно очевидно, что жесткие заявления Баку в адрес Вашингтона в последние пару лет играли на руку Республиканской партии и лично Дональду ТРАМПУ, давая им дополнительный козырь против Демократической партии и Джозефа БАЙДЕНА: смотрите, мол, как при демократах не уважают США во всем мире — мы такого точно не допустим. Можно предполагать наличие соответствующих договоренностей между людьми АЛИЕВА и ТРАМПА — тем более, что с возвращением последнего в Белый дом тон Баку стал иным. Схожие действия в отношении США других стран на постсоветском пространстве — например, Грузии и Кыргызстана, говорят о высокой вероятности подобного.
Соответственно Баку имеет возможность по своим каналам передавать важную в этом аспекте информацию между Тегераном и Вашингтоном. Повышая тем самым, конечно же, свое влияние в регионе и авторитет на международной арене.
Что касается позиции Москвы в отношении сближения Баку и Тегерана, то напомню: Россия активно выступает за обсуждение проблем региона в рамках платформы «3+3» и снятия напряженностей между странами региона, которые, как мы говорили выше, пытаются подогревать внешние силы.
Россия тесно взаимодействует с Азербайджаном и Ираном, заключив с ними соглашение о союзническом взаимодействии и договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве соответственно. Это позволяет Москве взаимодействовать с Тегераном и Баку по архиважным для нее в условиях СВО и западных санкций направлениям на особом доверии.