
Россия готова к восстановлению дипломатических отношений с Грузией, но не собирается отзывать свое признание «независимости Абхазии и Южной Осетии». Об этом заявил заместитель министра иностранных дел России Михаил ГАЛУЗИН в интервью «Известиям», которое касалось переговоров между Россией и США, ситуации на Украине, отношений с Грузией и Арменией. Интервью было опубликовано в апреле.
Суть заданного ГАЛУЗИНУ вопроса состояла в том, что «в сферу ближайших внешнеполитических интересов России» входит и Грузия, с которой пока не возобновлены дипломатические отношения, при этом корреспондент сослался на слова премьер-министра Грузии Ираклия КОБАХИДЗЕ об отсутствии у Тбилиси возможности восстановить дипотношения с Россией из-за ее позиции по Абхазии и Южной Осетии.
Отвечая на этот вопрос, замглавы МИД России пояснил, что дипломатические отношения между Грузией и Россией были разорваны не Москвой, а «режимом СААКАШВИЛИ» — после того, как тот попытался совершить агрессию против Южной Осетии и российских миротворцев, а значит, и против Российской Федерации. И подчеркнул, что за это режим СААКАШВИЛИ подвергается «жесточайшей критике» в самой Грузии, а сам он «находится под многочисленными судебными тяжбами».
Между тем, в феврале 2025 года был сделан еще один шаг в отношениях между Россией и Абхазией: впервые за 32 года был выполнен первый пробный авиарейс в Сухумский аэропорт. А с мая началось регулярное авиасообщение между Россией и Сухуми (Сухумом — Ред.).
Моментальной реакции на этот факт от грузинских властей не последовало. Лишь на подготовительной встрече к Женевским международным переговорам вопрос незаконного (по версии Тбилиси — Ред.) задействования Сухумского аэропорта затронула грузинская делегация, которой руководил заместитель министра иностранных дел Лаша ДАРСАЛИЯ.
Заявление в связи с возобновлением авиасообщения между Россией и Абхазией распространило и министерство иностранных дел Грузии. В нем выражено беспокойство в связи с незаконным (по версии Тбилиси — Ред.) задействованием Сухумского аэропорта и началом авиасообщения с «оккупированной» Абхазией.
В заявлении отмечено, что «незаконное выполнение авиарейса в «оккупированную» Абхазию, так же, как и заключенное с «оккупационным режимом» так называемое соглашение о передаче Сухумского аэропорта России и его дальнейшей эксплуатации является грубым нарушением суверенитета и территориальной целостности Грузии, закона Грузии «Об оккупированных территориях», норм и принципов международного права, в том числе Устава ООН и Конвенции Международной организации гражданской авиации (ICAO), членами которой являются Грузия и Российская Федерация:
«Также возмутительно выполнение первого мая текущего года железнодорожного сообщения в оккупированную Абхазию. Министерство иностранных дел продолжает задействование соответствующих международных механизмов и обращается к международному сообществу с призывом надлежащей оценки и соответствующего реагирования на действия России, направленные на нарушение суверенитета и территориальной целостности Грузии. Министерство иностранных дел Грузии призывает Российскую Федерацию к выполнению международных обязательств, в том числе конвенции Международной организации гражданской авиации и соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года, заключенного при посредничестве Евросоюза».
Однако оппозиционные правящей партии «Грузинская мечта» политические силы подвергли жесткой критике действия официального Тбилиси, сочтя их бездействием. Так, партия «За Грузию» бывшего премьер-министра страны Георгия ГАХАРИЯ опубликовала заявление, в котором расценила происшедшее как грубое нарушение суверенитета и территориальной целостности Грузии и осудило «Грузинскую мечту»:
«Правительство «Грузинской мечты» не только не сделало даже формального заявления в защиту суверенитета и территориальной целостности страны, но и не обратилось и к западным партнерам, на усилиях которых все это время стояла политика непризнания оккупированных территорий и поддержки суверенитета нашей страны».
Отсутствие реакции официального Тбилиси на происшедшее конфликтолог, экс-госминистр по вопросам гражданского равноправия и примирения Паата ЗАКАРЕИШВИЛИ, считающийся одним из ведущих в Грузии специалистов по абхазскому и южноосетинскому конфликтам, связывает с продуманным выбором «Грузинской мечты». По его словам, молчание связано с тем, что, вероятно, Грузия включена в схему, которая позволяет России обойти санкции.
Паата ЗАКАРЕИШВИЛИ полагает, что открытие Сухумского аэропорта после широкомасштабной войны на Украине было не случайно. По его словам, у России есть экономические проблемы из-за санкций Запада и для Кремля важна такая диверсификация путей поставок грузов, чтобы снизить негативное влияние антироссийских шагов. Грузия на этом пути играет одну из важнейших ролей:
«Определенные грузы из Турции через Грузию пойдут в Абхазию, возможно, морем, или, скорее, автотранспортом. В Гальском районе построили крупный терминал. Он явно построен не для нужд Абхазии. Он может пропустить в день столько машин, сколько Абхазии и за месяц не понадобится. С большой долей вероятности, этот транспорт повезет товар в Россию, а также остановится в аэропорту, откуда груз быстро перевезут по воздуху в разные регионы России».
Паата ЗАКАРЕИШВИЛИ заявляет, что из-за участия в этой «комбинации» Тбилиси отреагировал на возобновление авиасообщения в Сухумском аэропорту лишь «дежурными» заявлениями, которые не вызовут ненужные для него ответные действия со стороны Москвы. А для Абхазии аэропорт — не только крупнейший инфраструктурный проект, но и символ «независимости и государственности»:
«[Де-факто правительство Абхазии] говорит Грузии: мы развиваемся, забудьте о Абхазии». Вот, посмотрите, у нас уже и аэропорт есть, самолеты летают».
По его словам, до тех пор, пока Тбилиси не поднимет тему статуса Сухумского аэропорта, не потребует его включения в международную схему и признания, «этот аэропорт останется только на карте». Хотя молчание Тбилиси трудно оправдать тем, что аэропорт международного признания не имеет.
Нино СИМОНИШВИЛИ, специально для PolitRUS.com.
Фото: Georgian News.