
На днях в южной столице Кыргызстана — городе Ош — снесли памятник Владимиру ЛЕНИНУ, сделав это под покровом ночи, никого не предупредив. После этого в СМИ поднялся шквал общественного гнева. Тогда мэрия города заявила, дескать, памятник не снесли, а перенесли в другое место:
«В городе Ош памятник ЛЕНИНУ будет перенесён в другое место. На его месте будет установлен флагшток, как в Бишкеке».
Затем точно также, под покровом ночи, памятник ЛЕНИНУ снесли и в Джалал-Абаде. Как отметили в мэрии этого города, памятник пришлось убрать, потому что он обветшал:
«Сейчас планируется продолжить дорогу и расширить аллею, поэтому пришлось убрать памятник. Изначально предполагалось перенести памятник в один из городских парков, но из-за ветхости он был в полностью демонтирован».
Интересно, почему бы памятник советской эпохи не отреставрировать? Но это — чисто риторический вопрос.
За несколько месяцев до сноса памятников ЛЕНИНУ в южных регионах Кыргызстана уже в самой столице страны — Бишкеке — снесли комплекс ВДНХ, признанный в своё время объектом историко-культурного наследия. История самого здания началась ещё в 1947 году. Тогда на базе экспериментальной фермы Киргизского НИИ животноводства и ветеринарии было построено первое выставочное здание. В советский период там были представлены в общей сложности более 10 тысяч различных экспонатов, свидетельствующих о достижениях Киргизской ССР. Посещали выставку ежегодно до 300 тысяч человек.
В феврале этого года партия коммунистов Кыргызстана опубликовала заявление, в котором говорилось о том, что официальная власть собирается снести ещё, как минимум, два здания советского архитектурного наследия:
«Эти здания находятся в хорошем, рабочем состоянии. В одном из них администрация президента [Кыргызстана] работала всего лишь пару месяцев назад. А Верховный суд [Кыргызстана] находится во втором здании до сих пор. Более того, сейчас там проводятся реставрация фасада здания. И по какой причине эти здания срочно выводят из списка памятников архитектуры и истории — разумных объяснений мы, скорее всего, не услышим».
Деколонизация или манкуртизм?
Киргизские политики к месту и не к месту вспоминают слова именитого местного уроженца, писателя Чынгыза АЙТМАТОВА о манкурте. Манкурт — это человек, оставшийся без памяти, не помнящий свою историю и культуру.
В Кыргызстане стали активно подвергать ревизии историю страны и в особенности всё, что касается советского периода. Понятное дело, что происходит это за счёт вмешательства западных стран через свои НПО.
Напомним, прозападная организация «Эсимде», которая занимается переписыванием истории, уже в течении многих лет проталкивает в общество весьма недружественные нарративы. Например, последний скандал, в который вляпались представители данной организации, был связан с подменой понятия слова «терроризм», которое из негативной коннотации попытались перевести в позитивную.
Одним из организаторов «Эсимде» является Эльмира НОГОЙБАЕВА, по совместительству — глава «независимого» аналитического центра «Полис-Азия». Эта контора была открыта в 2007 году в Кыргызстане при спонсорской поддержке базирующегося в Лондоне фонда Sigrid Raising Trust. Сам фонд с 2014 года спонсировал украинскую организацию StopFake*, разоблачающую якобы факты «российской пропаганды» на территории Украины. Помимо этого, «Эсимде» получало деньги от запрещённых в России NED** и USAID**.
Ну и, понятное дело, работа той же «Эсимде» прикрывается «сверху». В качестве одного возможных кураторов работы «Эсимде» упоминается спикер Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызстана Нурланбек Тургунбек уулу (ШАКИЕВ) постоянно встречающийся с Николосом БОУЛЕРОМ — послом Великобритании в Бишкеке, по совместительству сотрудником MI6.
Возможно, после этих встреч, спикер кыргызского парламента и продвигает весьма русофобские идеи. В частности, он известен своими националистическими взглядами. Ранее неоднократно выступал за исключение русского языка из всех сфер Кыргызстана, а также высказался за блокировку на кыргызских Интернет-ресурсах всех передач и мультфильмов на русском языке. Кроме того, спикер Жогорку Кенеша запрещает министрам выступать в парламенте на русском языке, несмотря на его официальный статус.
О причастности политика к сносу памятников ЛЕНИНУ пишет в своём Telegram-канале глава Евразийского аналитического клуба, эксперт по Центральной Азии Никита МЕНДКОВИЧ:
«По моим данным, это решение на всех уровнях лоббировал спикер парламента Кыргызстана, известный своим зоологическим национализмом. Увы, мы хорошо помним, какие процессы начинаются с «ленинопада», поэтому нельзя относиться к ситуации на уровне «это их проблемы».
Естественно, что программы «Эсимде» действуют на обычных граждан, а спикер парламента лоббирует свои инициативы на уровне политиков, ведущихся на его увещевания, видимо, ради каких-то своих выгод — подчас мнимых.
Комментируя снос памятников, политолог из Кыргызстана Сергей КОЖЕМЯКИН подчеркнул, что при СССР в советской Киргизии наблюдался расцвет истории, культуры, техники:
«Много раз писал об этом и повторю снова: советская эпоха была периодом наивысшего расцвета кыргызской культуры, кульминацией кыргызской истории. Наука, театр, опера, профессиональные литература и живопись — всё это появилось именно тогда. Книг на кыргызском языке издавалось в республике до 1991 года больше, чем сейчас — на всех языках вместе взятых».
Вот и узбекистанский блогер Азиз ХАКИМОВ пишет, что больше всех радуются сносу памятника ЛЕНИНУ польские, американские и немецкие политики, которые щедро раздают деньги в постсоветских республиках на «декоммунизацию»:
«Им надо стереть память о том, что когда-то: народы Востока поднимались с колен, строили электростанции, побеждали фашизм, запускали спутники и получали образование. Теперь же нужно, чтобы постсоветский человек знал одно: ты никто, твоя история — позор, а путь твой — в ЕвроГлобалМакдональд. Для этого ЛЕНИНА надо убрать. Не как фигуру — как символ альтернативного пути».
Казахстанский политолог Айнур КУРМАНОВ считает, что такая система планомерно приведёт к тому, что в Кыргызстане не останется ничего советского:
«Поэтому местный «ленинопад» лишь пролог по запуску процесса украинизации Киргизии, который в итоге приведёт к массовым переименованиям улиц со сносом оставшихся монументов деятелям «тоталитарного» прошлого, якобы осуществлявших «геноцид» киргизов. В действительности стоит задача полностью убрать из топонимики русские названия».
Где-то уже было похожее
Все постсоветские страны похожи — в том плане, что есть общая история. Значит, и похожие памятники архитектуры. Впервые подобное тому, что произошло в Кыргызстане, на просторах СНГ случилось на Украине. В 2009 году тогдашний президент этой страны Виктор ЮЩЕНКО подписал указ «О дополнительных мерах по увековечению памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов на Украине». В числе основных положений закона было и принятие в установленном порядке мер по демонтажу памятников и памятных знаков, посвященных лицам, причастным к организации и осуществлению голодоморов и политических репрессий на Украине. ЛЕНИН стал главным лицом, по мнению украинской власти, виновным во всех бедах этой страны. Как говорится, мёртвый стерпит всё.
Естественно, что начавшаяся массовая борьба с памятниками ЛЕНИНУ и не только — это чистая фальсификация истории, вслед за которой неизбежно поднимает голову неонацизм во всей красе. Мы являемся свидетелями подлой и циничной попытки проведения на территории бывшего СССР западной политики постмодерна, о которой уже не одно десятилетие говорят британские и американские политологи и учёные. Такой политики, где реальность окончательно конструируется, и совсем не зависит от реальных условий и оснований, на которых формировалась жизнь не только тех или иных социальных групп, но и целых стран и народов.
Причём здесь Кыргызстан? — При том, что «западные партнёры» спят и видят, как рассорить его с исторически близкой и важной Россией. Устроить из маленькой республики «большой Афганистан». А под занавесом идеологической борьбы — выкачивать ресурсы для своих, западных, нужд. Хотим ли мы все этого? Думается, ответ на данный вопрос очевиден.
Полина БЕККЕР, политический аналитик.
* признана экстремистской и запрещена в РФ
** деятельность прекращена и запрещена в РФ