Россия и Узбекистан: состоявшееся партнёрство перед новыми вызовами и возможностями

Россия и Узбекистан: состоявшееся партнёрство перед новыми вызовами и возможностями

По своей интенсивности и насыщенности взаимодействие между Москвой и Ташкентом действительно представляет собой совершенно особое явление — с начала экономических реформ и политики открытости в Узбекистане сотрудничество между двумя странами идёт по нарастающей и сегодня приобрело характер исключительно насыщенного стратегического партнёрства.

Основная причина в том, что Россия и Узбекистан — это государства, опирающиеся на наиболее серьёзную в СНГ демографическую основу и промышленный потенциал. Эти факторы в совокупности делают их отношения движущей силой развития на пространстве Евразии.

Одновременно Россия и Узбекистан, как неоднократно подчёркивали участники очередной двусторонней конференции клуба «Валдай» и Института стратегических и международных исследований при Президенте Республики Узбекистан (Москва, 27 мая 2025 года), выстраивают связи с максимальным количеством держав, настроенных на конструктивное взаимодействие. Тем самым они в своей политике полностью отвечают реальности, суть которой состоит в невозможности сделать евразийское пространство закрытым.

Как отметил на открытии конференции руководитель клуба «Валдай» Андрей БЫСТРИЦКИЙ, «у России и Узбекистана есть совпадение целей развития», что естественным образом делает их партнёрами.

В свою очередь, глава узбекской делегации, директор ИСМО Элдор АРИПОВ указал на то, что «Россия — это крупнейший экономический партнёр Узбекистана. Это не только традиционные отрасли, но и технологии, инновации».

Иными словами, двигаясь суверенными курсами, Россия и Узбекистан не только успешно торгуют и осуществляют инвестиции, но и укрепляют евразийское пространство в целом.

Близки цели сторон и в вопросах безопасности, из которых главный для Центральной Евразии — это афганская проблема, оставшаяся в наследство от эпохи «холодной войны» и последующей оккупации этой страны США и их сателлитами.

Сейчас в Афганистане положение сравнительно стабильное. Однако для Узбекистана, других стран Центральной Азии и не в последнюю очередь для России важным представляется, чтобы в будущем эта страна не стала базой для действия враждебных и экстремистских сил, получающих поддержку со стороны держав, для которых безопасность в Евразии — это только вопрос противостояния с Россией и Китаем.

Россия и Узбекистан придерживаются близких подходов и считают, что путь к решению проблемы в будущем — в большей открытости Афганистана, а изоляция этой страны ничего хорошего региону не принесёт. Неслучайно страны Запада, наоборот, пытаются изолировать афганские власти на мировой арене, хотя и ведут с ними неофициальный диалог, рассчитывая в будущем использовать своё влияние для дестабилизации Центральной Азии или, по меньшей мере, для создания на афганской земле возможностей для себя, чтобы влиять на положение дел в регионе.

Россия и Узбекистан в одинаковой мере заинтересованы в развитии новых транспортно-логистических систем в Центральной Евразии. Причина состоит в том, что обе экономики ориентированы на экспорт и в условиях уязвимости морских торговых путей, а также нарушения прежних торговых маршрутов стремятся осваивать новые направления внешней торговли. Особенно это важно для Узбекистана, который, с одной стороны, усиливает свой промышленный потенциал, а с другой — в силу геополитического положения — зависит от своих соседей.

В целом сейчас задача российско-узбекского сотрудничества и диалога на экспертном уровне состоит в том, чтобы понять, какие решения могут быть реализованы на национальном уровне, а какие мы можем реализовать совместно.

Это представляется особенно важным с учётом того, что такие крупные страны не могут в современных условиях положиться исключительно на возможности глобального рынка. Тем более что ответственность за решение конкретных задач всё равно остаётся на национальных правительствах. Поэтому Россия и Узбекистан одновременно взаимодействуют — сами и в рамках своего сотрудничества — с четырьмя наиболее важными контекстами.

Во-первых, речь идёт о меняющихся глобальных условиях. Россия и Узбекистан выстраивали свои стратегии, исходя из международной обстановки, которой уже нет. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) создавался с опорой на возможности и правила глобализации, которая уже стала достоянием прошлого. Теперь обе державы должны адаптировать свои стратегии экономического развития с учётом изменившихся реалий мировой экономики: возрастания конкуренции, блокового мышления на Западе, многочисленных торговых и тарифных войн, ослабления международных институтов и права.

Во-вторых, меняется широкий региональный контекст российско-узбекского сотрудничества. Евразия — это не чёрный ящик, она является частью мира и подвержена его позитивным и негативным воздействиям. Всё, что происходит в мире, отражается на практическом взаимодействии России и Узбекистана, учитывается в рамках их политического диалога на всех уровнях.

Евразия — это бурно развивающийся регион, открытый для окружающего мира.

Именно здесь происходит взаимодействие крупных держав — России, Китая и Индии. Пытаются оказывать влияние на положение дел в Евразии и внешние силы — США и Европейский союз. Хотя влияние и возможности ЕС убывают, Европа всё ещё может выступать источником определённых инвестиций и торговым партнёром.

Также в центре Евразии развивается сотрудничество между центральноазиатскими государствами. Страны «пятёрки» — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения — формируют рамочные общие представления об основных путях решения своих национальных задач развития.

Нет основания думать, что их сотрудничество может приобрести характер интеграции по условной «европейской» модели — закрытой от остального мира и стремящейся к исключительности своего положения. Однако они вполне могут создать в центре Евразии пространство развития, взаимодействовать с которым будет удобно как России, так и другому их великому соседу — Китаю. Россия приветствует это взаимодействие, что подтверждается созданием формата «5 + 1». Однако важно выделить конкретные направления сотрудничества, обращённые в будущее.

В-третьих, нельзя забывать про более локальный контекст. Развивая сотрудничество России и Узбекистана, мы должны учитывать, что государства — это живые организмы, в которых происходят трансформации. Россия и Узбекистан идут своими путями и отвечают на вызовы, которые носят как стратегический, так и текущий характер. Среди них на первом месте находится трансформация обществ, смена политических поколений, эволюция ценностной основы и роли религии.

Есть и общие вызовы долгосрочного характера, которые нельзя недооценивать (водная проблема, климатическая тематика, демографическая тематика). Это вопросы совместного развития России и Узбекистана, решение которых может быть найдено на основе новых подходов и без стремления добиться простых и немедленных результатов.

Большое значение имеет вопрос о ценностях, уже упомянутый выше. Ценностные установки обществ эволюционируют. Сейчас в России и Узбекистане научились воспринимать ценностные установки друг друга как часть исторического развития наших обществ. Однако в будущем нам потребуется большая работа над тем, чтобы эволюция ценностных представлений не стала тормозом для сотрудничества или источником недоверия на уровне обществ.

Нельзя забывать, что противники стабильности в Евразии всегда будут стремиться усилить раскол между её государствами. Россия и Узбекистан обладают достаточным потенциалом и достаточно устойчивой государственностью для того, чтобы такой раскол предотвратить.

Иной важный вызов и возможность представляет собой сфера высоких технологий и особенно распространение искусственного интеллекта (ИИ). Когда мы говорим о развитии ИИ, мы видим, что у России есть определённые достижения в этой области и она может предоставлять альтернативные китайским и американским решения. Поэтому сейчас мы должны энергично развивать экспертный диалог между Россией и Узбекистаном в сфере ИИ, особенно в том, что касается политических аспектов данного явления современной жизни.

И, наконец, есть вопрос поддержания социальной стабильности, что столь же важно, как вопросы безопасности и технологического развития. Обращаясь одновременно к текущим и стратегическим аспектам своих отношений, Россия и Узбекистан смогут, как представляется, не только сохранить достигнутый уровень отношений, но и придать им новое качество якоря стабильности всей Большой Евразии.

Тимофей БОРДАЧЁВ, программный директор клуба «Валдай».


Архивы

АКТУАЛЬНО