«Миротворец» ТРАМП несет на Ближний Восток большую войну

«Миротворец» ТРАМП несет на Ближний Восток большую войну

Истечение ультиматума, выдвинутого Дональдом ТРАМПОМ движению ХАМАС — это не просто очередной эпизод в затяжном ближневосточном конфликте, а потенциальная точка бифуркации, способная кардинально изменить всю региональную архитектуру.

Символизм даты. Ультиматум был приурочен к годовщине начала крупной войны. Это сильный психологический и медийный ход, направленный на создание нарратива «окончательного решения» или «справедливого возмездия».

Формулировка «обрушить весь ад» — классическая для риторики ТРАМПА: максимально прямая, публичная и не оставляющая пространства для двусмысленных трактовок.

Это сигнал как ХАМАС, так и союзникам США в регионе, в первую очередь Израилю. Тем не менее, контекст «большой войны» вышел за рамки локальной стычки. Ситуация в регионе предельно накалена, и любая искра может привести к детонации.

Прогнозы развития ситуации сложные.  Исходя из сложившейся конъюнктуры, можно выделить несколько наиболее вероятных сценариев. Наиболее вероятные на данный момент кажется очередная эскалация. Отказ ХАМАС принять ультиматум и план, который он наверняка считает капитуляцией, приведет к масштабным и, вероятно, самым жестким за всю войну военным действиям со стороны Израиля при поддержке или одобрении США.

Риск региональной эскалации резко возрастает. В конфликт могут быть втянуты «Хизбалла» в Ливане и проиранские группировки в Сирии.

Возможны точечные удары по объектам на территории Ирана, если Вашингтон и Тель-Авив сочтут его ответственным за провокации. Краткосрочное погружение региона в еще более глубокий военно-политический кризис.

Второй вероятность сценарий — это «заморозка» и партизанская война. Даже в случае военного превосходства Израиля полное уничтожение ХАМАС как идеологии и сети маловероятно. На смену регулярным столкновениям может прийти затяжная партизанская война, террор и ракетные обстрелы. Этот сценарий выгоден радикальным силам по обе стороны конфликта, так как позволяет поддерживать образ врага и откладывать политическое решение. Стагнация, перманентная нестабильность в Газе и на границах Израиля, подрыв любых мирных инициатив — все это вполне возможно следствие нынешних действий.

Конечно, ещё возможен третий вариант — это политический маневр и тактическая пауза. Нельзя полностью исключать, что за ультиматумом последует короткая «пауза» для дипломатических маневров. Возможно, стороны (включая посредников в лице Египта, Катара) используют этот кризис как возможность для экстренных переговоров по обмену пленными или кратковременному гуманитарному перемирию. Однако этот сценарий не решает коренных проблем и будет лишь отсрочкой перед следующим витком насилия.

Так что истечение ультиматума ТРАМПА знаменует собой переход к новой, еще более опасной фазе конфликта.

Администрация США сделала ставку на силовое давление, отодвинув на второй план классическую дипломатию. Основной вопрос сейчас — сумеют ли региональные и глобальные игроки создать противовес, который не позволит ситуации перерасти в полномасштабную региональную войну.

Илья ГРАЩЕНКОВ, политолог, член правления Российской ассоциации политических консультантов (РАПК).


Архивы

АКТУАЛЬНО