НАТО-ГРУЗИЯ: ОБЕЩАТЬ, НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ

НАТО-ГРУЗИЯ: ОБЕЩАТЬ, НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ
94

НАТО_ГрузияОтказ премьер-министра Ираклия ГАРИБАШВИЛИ ехать в начале сентября на саммит НАТО в британский Южный Уэльс может свидетельствовать о том, что руководство Грузии наконец-то осознало, что Североеатлантический альянс, вернее, стоящие за ним США испытывает интерес к их государству лишь как к средству для шантажа России и поставщику бесплатного «пушечного мяса» для их карательных операций на Ближнем Востоке. Однако совсем портить отношения с НАТО Грузия не хочет, а потому в знак вежливости отправит на саммит «свадебного генерала» — президента Георгия МАРГВЕЛАШВИЛИ.

«Премьер явно очень недоволен позицией лидеров альянса. И он как бы говорит своим западным партнерам: если на саммите вы принимаете по отношению к Грузии лишь символическое решение, то и я отправляю к вам символическую фигуру — президента», — считает ректор Дипломатической академии Грузии Иосиф ЦИНЦАДЗЕ.

О том, что если Грузия в 2014 году не получит Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ), то поддержка прозападного внешнеполитического курса со стороны населения Грузии может уменьшиться, еще во время своего зимнего визита в Эстонию предупреждал спикер грузинского Парламента Давид УСУПАШВИЛИ.

Согласие с его мнением выразил и политолог Георгий МЧЕДЛИШВИЛИ из Королевского института международных отношений в Лондоне, который считает, что в случае повторного отказа в ПДЧ, многие в Грузии будут настолько разочарованы, что сочтут эту неудачу как нежелание Запада видеть Грузию в своих рядах.

Однако «последнее китайское предупреждение» УСУПАШВИЛИ не возымело действия и не так давно генеральный секретарь альянса Андерс ФОГ РАСМУССЕН сообщил, что НАТО не станет одобрять формальный шаг ко вступлению в альянс Грузии на сентябрьском саммите — его члены лишь договорились составить комплекс мер сотрудничества с Грузией, которые «помогут ей стать ближе к НАТО».

Едва ли не слово в слово повторил это во время своего крайнего визита в Грузию спецпредставитель генерального секретаря НАТО в странах Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс АППАТУРАЙ: на сентябрьском саммите Тбилиси может рассчитывать только на «пакет усиленного сотрудничества», предусматривающий увеличение персонала «офиса связи НАТО», но не на «дорожную карту» (ПДЧ) по вступлению в альянс.

Однако комплекс мер — не ПДЧ. Иными словами, если вдруг Грузия станет жертвой агрессии кого-либо из соседей, то НАТО совершенно не обязано будет оказывать ей военную помощь. Разве что моральную — как в августе 2008 года, когда тогдашний президент Михаил СААКАШВИЛИ, несмотря на предостережения руководтства НАТО и даже ООН все же начал военную операцию против Южной Осетии. А затем едва сам не оказался в плену у российских военных, не только освободивших Южную Осетию от его солдат, но и почти дошедших до Тбилиси.

Тогда, в 2008-м, на саммите в Бухаресте члены НАТО Грузии отказали в ПДЧ, справедливо не желая ввязываться в военное противостояние с Россией.
Сейчас во главе Грузии стоят куда более адекватные, нежели СААКАШВИЛИ, политики, в планы которых вряд ли входит возвращение Южной Осетии и Абхазии под свою юрисдикцию вооруженным путем. Следовательно, отсутствуют угрозы нападения на Грузию и причины для поиска защиты у НАТО.

Но неверно было бы считать, что НАТО совершенно не нуждается в Грузии. Помимо того, что альянс использует свои переговоры с Тбилиси для шантажа Москвы, существуют и еще ряд выгодных для него моментов.

Так Грузия являлась крупнейшим контрибутором в операции ISAF в Афганистане среди стран, не являющихся членом НАТО — единовременно в Афганистане находилось около 1600 грузинских военнослужащих. За это время погибло несколько десятков грузинских военнослужащих и без малого 500 человек были ранены, в том числе потеряв конечности.

В настоящее время, в связи с окончанием операции ISAF, Грузия выводит свой контингент из Афганистана. Однако она уже дала согласие с 2015 года принять участие в новой миссии НАТО в Афганистане и отправить туда на первом этапе порядка 250 военнослужащих.

Еще одним интересом НАТО к Грузии является ее территория и удобное географическое расположении. По мнению члена правления Института Евразии Ираклия КИПИАНИ, это может пригодиться альянсу для транзита военных грузов, размещения военных баз и систем противоракетной обороны (ПРО): «По сути, Грузия в стратегическом плане интересна именно как географическая данность, а ее военные возможности вопрос второстепенный».

Марина БРЕГАДЗЕ, специально для POLITRUS.com.

ГРУЗИЯ