ВИТАЛИЙ АРЬКОВ: «В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЛУЧШЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЦИКЛОПИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ»

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ: «В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЛУЧШЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЦИКЛОПИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ»
2177

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ_превьюВысокий курс национальной валюты делал азербайджанскую экспортную продукцию неконкурентоспособной — в первую очередь на российском рынке, на который по итогам 2014 года пришлось более 90% экспорта свежих и переработанных фруктов, овощей  и другой сельхозпродукции. В этом разрезе снижение курса маната, конечно, логично и оправдано, считает руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS.com, российский политолог Виталий АРЬКОВ.

— Какие у Вас прогнозы развития ситуации на рынках в СНГ, и, в частности, в Азербайджане?

— Вплоть до того момента, пока руководство Азербайджана не приняло решение девальвировать национальную валюту, никто из Баку с таким вопросом ко мне не обращался. Напротив, даже выражали сочувствие тому, что курс российского рубля пошел резко вниз, и высказывали свое мнение, что причиной тому  чрезмерная зависимость экономики России от мировых цен и объемов потребления углеводородов. Мол, нужно было развивать и другие секторы экономики, почему этого не сделали?

Не злорадства ради, но все же хочу теперь переадресовать этот вопрос своим азербайджанским друзьям. Понимаю, что ответ, как и в моем случае, будет лишь в разведении руками.

Девальвацию рубля российские власти объясняли поначалу спекуляциями на валютном рынке неких «нехороших людей». Позже стала поступать информация, что в Кремле эти люди на хорошем счету и даже возглавляют госкорпорации…

Затем стали объяснять девальвацию тем, что это важно для программы имортозамещения — дабы продукция отечественных производителей на внутреннем рынке оказалась предпочтительнее по цене, нежели импортная.

Однако российские производители оказались настолько зависимы от импортных технологий, оборудования и составляющих, что также вынуждены были поднять отпускные цены.

В итоге это еще сильнее ударило по кошелькам россиян, особенно на фоне начавшихся сокращений сотрудников в различных сферах, секвестирования заработной платы и задержек с ее выплатой.

товары_АзербайджанОфициально озвученной Правительством Азербайджана причиной девальвации маната стала необходимость повышения конкурентоспособности экспортируемых товаров. Речь, как я понимаю, не об углеводородах, а, в первую очередь, об агропромышленной продукции.

После объявления ответного эмбарго на поставку широкого списка продовольственных товаров из США, Евросоюза и других стран, примкнувших к антироссийским санкциям, Кремль трезво оценил возможности собственной программы импортозамещения и обратился с предложением к дружественным странам, в т.ч. к Азербайджану — занять высвобождающиеся ниши на российском продовольственном рынке.

В ситуации, когда бюджет Азербайджана недополучает значительные суммы от обвала мировых цен на углеводороды и испытывает сложности с исполнением взятых на себя обязательств, предложение России оказалось весьма кстати.

Однако высокий курс маната делал азербайджанскую продукцию неконкурентоспособной на российском рынке. В этом разрезе снижение курса маната, конечно, логично и оправдано.

Но, с другой стороны, девальвация маната неминуемо приведет к росту потребительских цен внутри самого Азербайджана и снижению уровня жизни населения, поскольку, как и Москва, Баку до недавнего времени выстраивал экономику по принципу «на сверхдоходы от продажи нефти и газа мы купим за границей все, что нам нужно».

Как и в случае с Россией, принцип этот оказался глубоко ошибочным и привел к печальным последствиям, лишь только мировые цены на углеводороды перестали быть спекулятивно высокими.

Для выправления ситуации, на мой взгляд, властям Азербайджана стоило бы отказаться от планов по возвращению территории Нагорного Карабаха силовым путем, поскольку это однозначно приведет к еще большим сложностям в экономике, и, возможно, к угрозе в политическом плане.

Также логичным было бы сокращение расходов на нужды военного ведомства и перенаправление их на поддержку малого и среднего бизнеса, способных вытянуть экономику страны в трудные годы путем увеличения самозанятости предпринимателей и создания ими дополнительных рабочих мест.

Если государству нечем платить людям, оно должно дать возможность им зарабатывать самим. А не посылать их умирать в Нагорный Карабах, не имея возможности содержать потом их семьи.

Стоило бы на время отказаться и от реализации циклопических проектов, основной целью которых является демонстрация богатства и успеха перед другими государствами региона и Евросоюзом. Все эти советы применимы, конечно же, и в отношении России.

— Как Вы оцениваете обвал национальных валют на постсоветском пространстве, и можно ли это связать с тем, что Запад намерен ослабить экономику стран постсоветского пространства?

— Можно ли считать нынешнюю ситуацию инициированной Западом и прежде всего США? Отчасти да. Хотя ряд экспертов склонны винить в обвале мирового рынка углеводородов ближневосточные монархии.

Но если бы экономика России и Азербайджана была выстроена по иному принципу, чем проедание «нефтедолларов», последствия были бы не столь печальными. При этом все сегодня происходящее, по моему мнению, лишь начало большого экономического кризиса,  и к его дну мы еще не приблизились.

Беседовал Ниджат ГАДЖИЕВ, «Новости-Азербаджан».

АЗЕРБАЙДЖАН