ВЫБОРЫ В АРМЕНИИ: ГЛАВНЫЙ СОЮЗНИК РОССИИ В РЕГИОНЕ СОХРАНЯЕТ СВОИ ПОЗИЦИИ

ВЫБОРЫ В АРМЕНИИ: ГЛАВНЫЙ СОЮЗНИК РОССИИ В РЕГИОНЕ СОХРАНЯЕТ СВОИ ПОЗИЦИИ
80

Предстоящие парламентские выборы в Армении должны стать принципиально новым этапом в политической жизни этой страны — в соответствии с конституционной реформой происходит переход к парламентской форме правления республикой.

Это резко увеличивает значение политических партий, между которыми развернется основная конкуренция за право создать правящую коалицию, которая теперь будет формировать правительство и назначать премьер-министра.

АРА МЕЛИКСЕТЯН

АРА МЕЛИКСЕТЯН

«Цель этих выборов — переход к парламентской форме правления. Эти выборы становятся ключевыми — в зависимости от того, какая партия получит большинство, дальше правительство будет формировать эта партия и все остальные элементы власти парламентской республики», — поясняет обозреватель газеты «Голос Армении» Ара МЕЛИКСЕТЯН.

Реформа Конституции, которая была поддержана большинством граждан Армении на референдуме 6 декабря 2015 года вызвала неоднозначную реакцию внутри государства, поскольку была воспринята, как способ сохранения фактической власти за нынешним Президентом Сержем САРГСЯНОМ, у которого в 2018 году заканчивается второй президентский срок, после чего он уже не сможет выдвинуть свою кандидатуру на пост главы государства.

Поскольку «Республиканская партия Армении» (РПА), которую возглавляет господин САРГСЯН, занимает доминирующие позиции на политическом поле страны, выборы в Национальное Собрание (парламент) в соответствии с новой Конституцией практически гарантированно приведут к власти именно эту политическую партию, сохранив за нынешним президентом реальные рычаги власти в стране.

Примечательно, что реализация данной реформы в 2015 году встретила заметное сопротивление со стороны оппозиционных партий Армении. Тогда это привело к уходу из политики лидера второй по влиятельности партии «Процветающая Армения» (ПА) олигарха Гагика ЦАРУКЯНА, у которого произошел резкий конфликт с президентом в связи с его протестом против необходимости реформировать Конституцию.

Тогда Гагик ЦАРУКЯН ушел с поста председателя партии «Процветающая Армения», заявив, что не хочет допустить кровопролития. Но это было скорее громким заявлением, поскольку уличные акции оппозиции были довольно малочисленными и не нашли поддержки у народа.

ГАГИК ЦАРУКЯН ВОЗВРАЩАЕТСЯ В БОЛЬШУЮ ПОЛИТИКУ Я живу в этой стране, все свои средства я вложил сюда и нахожусь с моим народом

ГАГИК ЦАРУКЯН ВОЗВРАЩАЕТСЯ В БОЛЬШУЮ ПОЛИТИКУ
Я живу в этой стране, все свои средства я вложил сюда и нахожусь с моим народом. И чем сильнее человек, тем он более доброжелательный и прощающий

В тоже самое время, конституционная реформа не встретила особого сопротивления со стороны Запада, который не поддержал армянских оппозиционеров в их акциях протеста, поскольку власти Армении внесли в Основной закон не только необходимые им поправки относительно парламентской формы правления республикой, но и добавили большое количество изменений в тесном сотрудничестве с Европейской комиссией за демократию через право (Венецианская комиссия), которые, в основном, касались соблюдения гражданских прав и свобод. Это обеспечило определенную лояльность к проводимым реформам со стороны западных блюстителей демократии.

На сегодняшний день «Республиканская партия Армении» не только сохранила позиции лидирующей политической партии в стране, но и ведет активную деятельность по «форматированию» оппозиционного поля в своих интересах.

Возможности, полученные РПА благодаря поправкам в Конституцию, сделали практически безальтернативным союз с ней для политических сил, стремящихся получить хоть сколько-нибудь реальную власть в государстве. Очевидным тому подтверждением стало недавнее «неожиданное» возвращение в политику Гагика ЦАРУКЯНА.

И хотя вернувшийся лидер «Процветающей Армении» продолжает заявлять об оппозиционности своей политической силы, необходимости сформировать оппозиционную коалицию, его высказывания стали значительно мягче, а общая позиция значительно более компромиссной по отношению к власти.

Поэтому возвращение ЦАРУКЯНА рассматривается многими наблюдателями происшедшим по согласованию с САРГСЯНОМ, и как способ властей с помощью второй по величине политической силы обеспечить более плотный контроль за оппозиционным полем.

«На оппозиционном поле на данный момент больше всего электората у партии «Процветающая Армения». У этой партии есть реальные шансы набрать много голосов. Остальные игроки в основном борются за преодоление пятипроцентного барьера и на большее им пока рассчитывать не приходится. По риторике лидера партии Гагика ЦАРУКЯНА, эта политическая сила является умеренной оппозицией — именно так они себя позиционируют», — рассказывает Ара МЕЛИКСЕТЯН. 

По мнению обозревателя газеты «Армянское время» Айка ГЕВОРКЯНА, у партии ЦАРУКЯНА есть большие шансы пройти в парламент, но, по словам эксперта, этот политический блок никогда не был оппозицией и никогда не будет им.

АЙК ГЕВОРКЯН

АЙК ГЕВОРКЯН

«Сам Гагик ЦАРУКЯН очень богат, но его богатство не следствие его таланта, а следствие покровительства властей», — полагает Айк ГЕВОРКЯН

Остальные политические партии Армении едва ли могут претендовать на данную роль управляемого аккумулятора оппозиционных настроений общества в силу их малого влияния и раздробленности.

Характерный тому пример — судьба предвыборного блока, который возглавляет бывший Министр обороны Армении Сейран ОГАНЯН. Первоначально, 17 января 2017 года, к этому блоку присоединились партии «Единение» Вардана ОСКАНЯНА (экс-главы МИД Армении), «Демократическая партия Армении» (ДПА) Арама САРКИСЯНА, «Третья Республика» Виктора ДАЛЛАКЯНА и «Национальное самоопределение» (ОНС) Паруйра АЙРИКЯНА.

Интересна политика формирования блока — ДПА является сторонником самого тесного сотрудничества с Россией и ОДКБ, а ОНС считает их угрозой суверенитету Армении.

Как в такой взаимоисключающей ситуации разбираться армянскому избирателю и как отдавать голоса за этот блок — вопрос риторический.

Но в любом случае, уже в начале февраля в связи с конфликтами вокруг формирования избирательного списка все партии, кроме «Единения», вышли из данного блока, но вместо этого к нему присоединилась партия «Наследие» Раффи ОВАННИСЯНА, так же бывшего Министра иностранных дел Армении. В результате был создан блок «ОГАНЯН-Раффи-ОСКАНЯН», который и сформировал избирательный список.

Безусловно, подобные «маневры» еще на предвыборном этапе значительно снижают доверие избирателей к участвующим в них политическим силам и в еще большей степени повышают привлекательность правящей партии.

Не видит больших шансов на выборах у блока «ОГАНЯН-Раффи-ОСКАНЯН» Ара МЕЛИКСЕТЯН. В армянском обществе, по его наблюдениям, существует неоднозначное отношение к бывшим представителям власти. А в этом блоке в основном экс-чиновники, по отношению к которым существуют негативные оценки. 

«Блок ОГАНЯНА — абсолютно новая единица, в который входят два бывших Министра иностранных дел и бывший Министр обороны. Во время их правления  наблюдались крайне негативные явления и в армии, и во внешней политике. Неизвестно, откуда у них хватило смелости в таком составе идти на выборы. Предположительно, они находятся под покровительством второго Президента Армении Роберта КОЧАРЯНА», — рассуждает Айк ГЕВОРКЯН.

Кроме указанных политических сил в выборах примут участие блок «Выход», в который вошли три прозападные партии — «Гражданский договор», «Светлая Армения» и «Республика», двухпартийный блок «АНК-НПА», который создали оппозиционные партии «Армянский национальный конгресс» (АНК) и Народная партия Армении (НПА), а также партии АРФ «Дашнакцутюн», которая имеет коалиционное соглашение с правящей РПА, партия «Армянское возрождение» и «Свободные демократы».

«Я считаю, что реальную оппозицию представляют три блока: «АНК-НПА», блок «Выход» и «Свободные демократы». Все остальные — очевидный проект властей. Из этих трех наиболее оппозиционным является блок «Выход» — он состоит из людей, которые никогда не были во власти, всегда были в оппозиции, но в то же время не имеют той электоральной базы, которая есть у правящей партии и провластных оппозиционных блоков», — делает прогноз Айк ГЕВОРКЯН.

Об особенностях армянской предвыборной политики говорит и недавний резонансный  выход из правящей РПА второго лица Овика АБРААМЯНА, который долгое время являлся еще и руководителем предвыборного штаба партии, неизменно способствуя многочисленным победам на выборах этой политической силы.

В 2015 году вместе с Сержем САРГСЯНОМ он участвовал в изгнании из политики  Гагика ЦАРУКЯНА, но теперь, после ухода из РПА, «вспомнил», что его сын, мэр Арташата Аргам АБРААМЯН, является зятем опального олигарха, лидера «Процветающей Армении».

ПАШИНЯН НАШЕЛ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИМПИЧМЕНТА САРГСЯНУ Конституция Армении предусматривает, что за государственную измену или тяжкие преступления президент страны должен быть снят с должности

ПАШИНЯН НАШЕЛ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИМПИЧМЕНТА САРГСЯНУ
Конституция Армении предусматривает, что за государственную измену или тяжкие преступления президент страны должен быть снят с должности

Тут же между бывшими противниками приключился союз, и теперь сын Овика АБРААМЯНА идет на выборы девятым в избирательном списке блока «ЦАРУКЯН» — иногда политика в Армении напоминает скорее семейную ссору, чем реальное политическое противостояние.

Особого внимания заслуживает положение нынешнего премьер-министра Армении Карена КАРАПЕТЯНА. В связи с тем, что нынешний премьер не проживал в течение последних четырех лет на территории Армении, как того требует местное законодательство, он не смог принять участие в парламентских выборах и войти в пропорциональный список.

По той же норме уже нового законодательства в соответствии с реформированной Конституцией он не сможет занимать пост премьер-министра с апреля 2018 года, после проведения президентских выборов.

И хотя САРГСЯН пообещал, что в случае получения вотума доверия на предстоящих парламентских выборах КАРАПЕТЯН сохранит свой пост, такая «неизбежность» могла быть заранее просчитана нынешним президентом, чтобы по «непреодолимым причинам» самому занять пост премьера в 2018 году или, возможно, выдвинуть на эту должность идущего первым в пропорциональном списке РПА Министра обороны Вигена САРГСЯНА.

Традиционной для предстоящих выборов является критика со стороны общественных деятелей армянской диаспоры относительно невозможности участвовать в политической жизни страны.

В определенной степени эти претензии имеют логическое обоснование для государства, большая часть населения которого живет за его пределами. Но, в то же время, сложно предположить, какой была бы сейчас Армения, если бы в выборах принимали активное участие ее многочисленные диаспоры из Франции и США, не случилась ли бы из Армении вторая Грузия, всеми силами рвущаяся в НАТО?

По мнению армянских экспертов, западные страны оказывают сдержанное внимание к предстоящим в Армении выборам. Из целевых поступлений можно отметить 7 млн евро, которые поступили со стороны Евросоюза, прежде всего, на реализацию технической системы видеонаблюдения на избирательных участках.

 «Особой активности во вмешательстве в избирательный процесс со стороны западных стран пока не замечено. Единственное — пока все оценки касаются чистоты выборов. Для этого было сделано много — поправки в избирательный кодекс, специально профинансированные программы по наблюдению за процессом выборов. Но суммы, выделенные на эти направления не столь  значимы, чтобы оказать существенное влияние на текущую ситуацию. Пока наблюдается спокойная атмосфера в предвыборном процессе», отмечает Ара МЕЛИКСЕТЯН.

Нынешние власти Армении последовательно отстаивают позиции самого тесного сотрудничества с Россией, интеграцию в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ОДКБ.

В течение многих лет Армения является самым надежным союзником России на Южном Кавказе, своеобразным форпостом евразийской интеграции в этом крайне важном с геополитической точки зрения регионе.

В этой связи любые коренные перемены в политической ситуации в этой стране были бы кране нежелательны для Москвы и означали бы риск потери контроля над ситуацией в Закавказье, которое является своеобразным буфером между южными границами России и неспокойным Ближним Востоком.

Поэтому устойчивые позиции «Республиканская партия Армении» во внутриполитической жизни Армении, последовательные шаги нынешнего армянского руководства и, прежде всего, Сержа САРГСЯНА, по сохранению сложившейся системы власти на качественно новом уровне парламентской республики, стремление сохранить выбранные внешнеполитические приоритеты являются для России значимым положительным фактором предстоящих в Армении парламентских выборов.

АКТУАЛЬНО