ДОДОДЖОН АТОВУЛЛОЕВ: «ТАДЖИКСКАЯ ВЕСНА НЕИЗБЕЖНА»

ДОДОДЖОН АТОВУЛЛОЕВ: «ТАДЖИКСКАЯ ВЕСНА НЕИЗБЕЖНА»
371

Утром 15 июля 2013 года лидер таджикского общественно-политического движения «Ватандор» («Отечество»), известный оппозиционный журналист и политик Дододжон АТОВУЛЛОЕВ, прилетевший в Москву из Праги, был задержан в терминале F аэропорта «Шереметьево». По чьему приказу, и на каком основании было произведено задержание остается неизвестным. Спустя несколько часов представители пограничной службы России сообщили средствам массовой информации, что АТОВУЛЛОЕВ не был допущен на территорию РФ, и самолетом возвращен в столицу Чехии. После возвращения в Прагу, в ночь на 16 июля, Дододжон АТОВУЛЛОЕВ дал эксклюзивное интервью по телефону Андрею СЕРЕНКО — специально для PolitRUS.com.

— Дододжон, что произошло утром 15 июля в аэропорту «Шереметьево»? Почему Вы сначала были задержаны российскими пограничниками, а затем спустя несколько часов высланы из Москвы в Прагу?

— Что именно это было, я надеюсь, установят проверка и расследование российской стороны. Я считаю, что была попытка реализовать некую схему, комбинацию, в результате которой я должен был попасть в руки сотрудников спецслужб президента Таджикистана Эмомали РАХМОНА.

К счастью, схема провалилась. Думаю, прежде всего, потому, что прямо в аэропорту я успел сделать несколько звонков российским представителям, и эти переговоры в корне изменили ситуацию.

Лично я уверен, что в этой комбинации был задействован высокопоставленный сотрудник одной из российских силовых структур. Таких еще называют «оборотнями в погонах». Думаю, что эта комбинация была им и придумана по заказу РАХМОНА. Она предполагала мое задержание и незаконный захват при выходе из аэропорта.

— Вы знаете сотрудника этого российского силового ведомства, который, возможно, пытался организовать Ваш захват и передачу спецслужбам Таджикистана?

— Этот человек давно связан с РАХМОНОМ, он лоббирует интересы РАХМОНА в Москве. Разумеется, не безвозмездно. Но для РАХМОНА сегодня нет проблемы с деньгами. Для него два-три, пять миллионов долларов — это копейки.

Я хочу подчеркнуть, что происшедшее в аэропорту «Шереметьево» не является позицией российского руководства. У меня нет никаких обид на Россию, на руководство России. Я уверен, что оно не причастно к этой акции, организованной и заказанной РАХМОНОМ. Иначе я вряд ли бы смог уехать из Москвы в Прагу.

РАХМОН сегодня загнан в угол, он ищет неофициальные каналы, в том числе использует отдельных российских чиновников и силовиков, для того, чтобы нейтрализовать меня. Еще будучи в Москве, я почти два месяца находился на полулегальном положении — постоянно менял квартиры, гостиницы, избавился от мобильного телефона, с помощью которого можно было вычислить мое местоположение. Потом пришлось уехать в Лондон, затем в Прагу.

Это были не излишние предосторожности. Сначала РАХМОН пытался договориться со мной. Потом он отдал приказ на мое уничтожение. Поэтому сегодня мне небезопасно находиться и в Европе. Спецслужбы РАХМОНА и здесь пытаются вести на меня охоту.

— Эксперты уверены, что попытка Вашего похищения в аэропорту «Шереметьево» связана с идущей в Таджикистане президентской кампанией. Какими Вы видите перспективы президентских выборов в республике?

— Пока у власти в Таджикистане находится РАХМОН, честные и свободные выборы там невозможны. Такие выборы в принципе означают конец его правлению. Тем не менее, я приветствую начавшийся процесс поиска единого кандидата от оппозиции. Не важно, кто именно им будет.Важно то, что при всех различиях наших оппозиционеров, все они едины в одном — нашей стране требуются перемены.

Ведь сегодня РАХМОН не управляет страной, власть находится в руках членов его семьи, ближнего круга. Выбрать РАХМОНА президентом еще раз — значит выбрать безвластие в Таджикистане.

— Вы считаете, что с помощью выборов в Таджикистане возможны перемены?

— Я считаю, что выборы могут стать той чертой, за которой можно поднять народ для защиты своего выбора, сделанного в день голосования. Я уверен, что по итогам этих президентских выборов «таджикская весна» неизбежна. Наша республика за последние годы серьезно изменилась. Таджикское общество очень сильно политизировано. И сегодня таджики готовы защищать свой выбор. Предстоящие президентские выборы — это способ вывести людей на улицы.

— Каким образом народ Таджикистана может защитить свой выбор?

— Я не исключаю появления по итогам нынешних выборов Народно-освободительной армии Таджикистана. К сожалению, ни один диктатор еще не уходил от власти с помощью выборов.

— Кто может сформировать Народно-освободительную армию Таджикистана? Простые граждане?

— Не только. Я знаю, что в силовых структурах Таджикистана — в министерстве обороны, в министерстве внутренних дел, в службе госбезопасности — есть немало честных офицеров, которые не хотят поддерживать и защищать РАХМОНА, которые понимают, что его правление — это тупик для нашей страны.

РАХМОН сегодня в истерике, наступает его агония. Он пугает общество гражданской войной, однако, эти манипуляции с его стороны уже не проходят. Сегодня нет угрозы войны в Таджикистане — есть угроза РАХМОНА, который на самом деле становится опасен для общества.

Конечно, он может еще раз назначить сам себя президентом Таджикистана. Но как именно будет в реальности развиваться ситуация в ночь выборов — это уже зависит не от РАХМОНА, а от всех нас.

— Но РАХМОН наверняка тоже готовится к ночи выборов…

— Еще как готовится. По его приказу по ночам спецслужбы, подразделения армии и МВД проводят в Душанбе учения, тренируются в разгоне митингов, подавлении очагов гражданского сопротивление. При этом планируют использовать такие специальные средства, как газ. Но я уверен, что эти тренировки не спасут режим РАХМОНА от неминуемого краха.

АКТУАЛЬНО