Современные историографы отмечают в России рождение такого явления, как неосталинизм. Согласно некоторым исследованиям, популярность СТАЛИНА среди населения за последние 20 лет выросла в три раза. Опросы общественного мнения и исследования показывают, что людей, позитивно оценивающих эпоху Сталина, насчитывается около 55-58%. Главные их аргументы — при вожде всех народов Россия пережила величайший технический, технологический, военный и культурный подъем в новейшей истории. А репрессии, воронки, лагеря были лишь издержками производства на пути к великой цели. И кроме того, выполняли функцию как бы «естественного очищения», не позволяя формироваться кланам, которые впоследствии и «разорвали СССР на части».
Вторая категория россиян (около 42-45%) полагает, что СТАЛИН есть исчадие ада, и реки пролитой крови не искупают и не оправдывают технических достижений его эпохи. А пресловутая военная мощь не выдержала даже первого года Второй мировой войны и СССР все равно пришлось прибегать к помощи союзников.
Опросы — опросами (в конце концов каждый человек имеет право на свою позицию), но трудно представить, чтобы в центре Берлина прошел митинг, приуроченный к очередной годовщине со дня рождения ГИТЛЕРА. А в Москве на площади Революции 21 декабря почтили память СТАЛИНА. Правда, мероприятие вылилось в акцию протеста против социально-экономической политики правительства России.
И вот этот «бульон», на мой взгляд, является отражением состояния российского общества, которое за 20 лет после развала СССР совсем недалеко ушло от советского. И ему, с одной стороны, хочется, чтобы образование, медицина, коммуналка ничего не стоили, чтобы цены в магазинах регулировались государством, а не коммерсантами, чтобы у всех была работа и возможность в 55 лет выйти на пенсию и спокойно нянчить внуков, не думая, хватит ли денег до следующей пенсии. С другой стороны, обществу хочется, чтобы страна, в которой оно проживает, была великой, могучей, чтобы с ней считались, уважали. Но так не бывает. За все надо платить.
Вряд ли современные крестьяне мечтают вернуться в сталинские колхозы, а рабочие — на сталинские заводы. С их семидневной рабочей неделей, арестами за опоздания на работу, запретом переходить на другие предприятия, нищенскими зарплатами и отвратительным снабжением. Сомнительным кажется и желание интеллигенции и чиновников вернуться на 60 лет назад, ибо именно их с завидной регулярностью увозили черные воронки. И уж совсем нечего ловить в той эпохе современным бизнесменам — от уличных торговцев до олигархов.
Тем не менее ностальгия по Иосифу Виссарионовичу сильна практически среди всех групп населения. Ответ напрашивается один: в сталинскую эпоху СССР боялись — и потому замечали. А сейчас почти не боятся и потому почти не замечают. Но так хочется, чтобы боялись и замечали. Поэтому большая часть россиян готова стереть из памяти факты о том, какой ценой доставались достижения той эпохи.
Снежана БАРТУЛЬ, Телеграф.lv.