Кровавые теракты в Волгограде вызвали широкий резонанс в российском обществе и одновременно шквал обвинений в адрес исповедующих ислам — известно, что, по крайней мере, один из смертников являлся новообращенным мусульманином и объяснял свой приход к террористам стремлением стать истинно правоверным. Настроения усиливаются на фоне того, что ни одна из террористических группировок не взяла на себя ответственность за содеянное, а потому в причастности к терактам подозревают многие радикальные движения на Северном Кавказе.
Центральное духовное управление мусульман России считает глубоким заблуждением сограждан навешивания ярлыков террористов на всех приверженцев ислама и категорически осуждает действия преступников, совершающих свои злодеяния, лживо прикрываясь именем пророка Мухаммада.
В частности, верховный муфтий России Талгат ТАДЖУДДИН выступил с официальным заявлением: «Чудовищное злодеяние, совершенное преступными фанатиками по наущению подлых провокаторов — это святотатственный акт варварского насилия, являющимся преднамеренным вызовом всему нашему сообществу, направленному на дестабилизацию процесса гражданского единения российского народа.
Глубоко возмущенный этим гнусным преступлением, приносим от имени Центрального духовного управления мусульман России и от себя лично искренние соболезнования всем семьям погибших и пострадавших мирных, ни в чем не повинных людей.
Мы, мусульмане России, веками живем в мире и согласии, деля радости и горести нашей великой Отчизны — России, вместе со всеми соотечественниками расцениваем происшедшее бесчеловечным грехосовершением, презревшим любую святость человеческого мироустройства.
И какими бы мотивами ни руководствовались преступники, им нет и никогда не может быть никакого оправдания, ибо на свете нет ничего более богопротивного, чем убийство беззащитных людей».
С попыткой запугать российский народ и дезориентировать руководство страны в преддверии Зимней олимпиады в Сочи связали теракты в Волгограде многие политические эксперты. И вспомнили о том, что одними из ярых противников ее проведения были лидеры так называемого Черкесского национального движения, ратующего за создание Великой Черкесии, включавшей бы в себя и территорию проведения самых значимых международных соревнований сезона.
В связи с этим, активисты движения — в лице председателя общественного движения «Адыгэ Хэкужь-Черкесия» Абубекира МУРЗАКАНОВА, координатора общественного движения «Черкесский союз» Руслана КЕША и ряда других персон выступили с официальным заявлением: «Произошли террористические акты, раздаются призывы религиозных экстремистов к проведению террористических атак, экстремистские сайты и группировки используют тему черкесского геноцида, угрожая новыми террористическими и информационными атаками.
В связи с этим мы, представители черкесских национальных организаций, заявляем, что отвергаем любые криминальные действия, включая терроризм и экстремизм. <…>
Любые попытки связать черкесское национальное движение с проявлениями экстремизма, являются провокациями, направленными на его дискредитацию. Черкесское национальное движение последовательно и строго придерживается светских принципов и идей демократии, выступает исключительно за цивилизованное решение всех существующих проблем».