Объективен тренд на обновление нижней и верхней палат российского парламента. Понятное дело, что, в силу традиции, максимально широко в нем должны быть представлены все группы — от олигархов до чабанов. Но все-таки хочется видеть Государственную Думу после 2016 года парламентом европейского образца, с рабочими комитетами и мыслящими депутатами, а не реинкарнацией Верховного Совета СССР.
Если Владимир ПУТИН, а именно он и только он принимает подобные решения, выберет первый вариант, то мы должны увидеть в ГосДуме-2016 гораздо больше, нежели сейчас, представителей реального сектора экономики и ученых-практиков, прежде всего экономистов.
Да и другие сферы должны быть представлены специалистами, глубоко знающими процессы, а не демагогами-выскочками. Возвращение к смешанной системе выборов как раз и дает возможность появиться в Думе таким людям. Если на то будет воля президента.
Но что-то мне подсказывает, что мы вновь увидим «взбесившийся принтер» и сборище кнопконажимателей с различным уровнем доверия со стороны избирателей.
Скорее всего, лица будут частично обновлены — откажут в продлении думского «абонемента» наиболее одиозным или погрязшим в коррупционных скандалах. Больше будет участников Общероссийского народного фронта (ОНФ), призванных олицетворять собой обновление представительной власти и близость к народу.
Больше станет и тех, кто пользуется уважением в своей профессиональной среде или в обществе в целом — своей репутацией они призваны будут подправить реноме власти. Однако легкий «фейслифтинг» не скажется на функционале, который останется прежним.
Что касаемо партий, то все ныне присутствующие в ГосДуме, на мой взгляд, останутся в ней и после 2016 года, но системная оппозиция — с куда меньшей долей.
Ей придется потесниться ради вхождения в Думу еще одной, максимум двух новых партий — также квазиоппозиционных, но с ярко выраженной патриотической риторикой.
Наихудшая ситуация будет, вероятно, у «Справедливой России», которой очень повезет, если она получит хотя бы с десяток мандатов — как такового ее электората более не существует. Она останется пока парламентской, но только из уважения к былым «заслугам» Сергея МИРОНОВА лично перед национальным лидером.
Если тренд в социально-экономической сфере сохранится, то Кремлю придется делать ставку на одномандатников из числа региональных «ломов» (лидеров общественного мнения — ред.), формально не связанных с «Единой Россией», с провалом политики которой население все более станет связывать резкое снижение уровня жизни и обострение других сопутствующих проблем.