Это произошло в очередной раз: Национальный банк Украины вновь принялся закручивать валютные гайки, резьбу на которых, пока еще не сорвало. Во-первых, запущен печатный станок. В течение 2014 года денежная масса в Украине, согласно официальным данным, выросла на 23,4 млрд гривен, или на 7,6%.
Во-вторых, сохранены ограничения для экспортеров, которые обязаны и впредь возвращать в страну 75% валютной выручки. Владельцы депозитов продолжат с трудом выбивать свои деньги из банков, которых в последнее время становится все меньше.
В-третьих, Национальный банк Украины намерен ликвидировать большинство пунктов обмена валюты в стране. Объясняя это тем, что мера должна помочь регулятору побороть панические настроения и остановить девальвацию нацвалюты.
Впрочем, как и многие предыдущие нововведения, инициативы Национального банка Украины могут иметь и обратный эффект, вытеснив и без того небольшие объемы легального рынка в тень.
Скорейшему закрытию подлежат небанковские обменные пункты. Тут все предельно просто: Национальный банк Украины желает, чтобы вся валюта в стране попадала в итоге к нему, а не в карманы кого-либо.
Впрочем, менялы никуда не денутся, однако во многих регионах они работают на «Приватбанк» Игоря КОЛОМОЙСКОГО, оставляя себе 40% прибыли от каждого доллара. Потому регулятор неизбежно столкнется с интересами КОЛОМОЙСКОГО, что добавит капельку ада в украинскую финансовую систему.
Сегодня Украина в своем развитии повторяет опыт Узбекистана, где обменников нет как таковых, в обороте внутри страны находится только национальная денежная единица, — сумм, а иностранную валюту возможно получить в минимальных объемах по безналичному перечислению и то при условии выезда за границу.
Кстати, в Узбекистане действуют выездные визы, а население массово в принудительном порядке привлекается к уборке хлопка.
Решение о закрытии обменников, похоже, уже принято, впрочем, как подготовлена законодательная база для принудительных работ. Осталось дождаться введения выездных виз, ибо Украина — есть Узбекистан.
Огромное количество украинцев, как и узбеков, естественно не от хорошей жизни, вынуждено зарабатывать на жизнь в России. В 2013 году количество гастарбайтеров из Украины оценивалось там в 5-7 млн человек.
Впрочем, «узбекистанизация» Украины является лишь промежуточным этапом. Учитывая крах экономики, игры с гривневой эмиссией, не исключено, что гривна повторит судьбу немецкой марки времен Веймарской республики, когда батон хлеба стоил корзину денег.
Иван ЛИЗАН, Korrespondent.