В годы «холодной войны» соотношение сил измерялось в ядерных боеголовках. Теперь разыгрывается состязание другого типа. Полем боя стал европейский рынок энергоносителей. Задача — распространить свои трубопроводы как можно шире.
Буквально на днях в повестку дня европейской общественности вновь вернулся газопровод Nabucco. Президент Азербайджана Ильхам АЛИЕВ и премьер-министр Болгарии Бойко БОРИСОВ пришли к решению о реанимировании проекта газопровода Nabucco, по которому голубое топливо пойдет в Европу.
«Мы хотим, чтобы проект Nabucco, а точнее, его часть, проходящая через Болгарию, была разморожена», — сообщил Бойко БОРИСОВ после встречи с лидером Азербайджана в Софии.
При этом он отметил, что Болгария является лояльным членом Евросоюза и страна реализовала все требования по Третьему энергетическому пакету, что выразилось в блокировке реализации российского проекта South Stream («Южный поток»).
«Болгария продемонстрирует свою позицию и в вопросе трубопровода «Турецкий поток», который реализуют Россия и Турция. В своих действиях мы будем отталкиваться от интересов Европейской комиссии. В нынешних условиях проект Nabuccoполностью соответствует интересам НАТО и Евросоюза, и мы годами вкладывались в этот проект», — отметил Бойко БОРИСОВ.
При этом он сослался на АЛИЕВА, который допустил, что болгарская компания BulgarGaz может стать одним из участников нового/старого газотранспортного проекта.
Проект Nabucco, считавшийся альтернативой российскому SouthStream был официально отменен Европейской комиссией в 2013 году. После закрытия проекта Nabucco Азербайджан сосредоточил свое основное внимание на двух других газотранспортных проектах, которые могут позволить ему продавать свой газ напрямую в Европу.
Речь о Трансанатолийском (Trans Anadolu Pipeline, TANAP) и Трансадриатическом (TransAdriaticPipeline,TAP) газопроводах (Южный газовый коридор), которые, помимо всего прочего, более дешевы в строительстве, нежели Nabucco. В частности, 20 сентября прошлого года состоялась закладка первого символического камня в основание TANAP, по которому азербайджанский газ с расположенного близ Баку месторождения «Шахдениз-2» станет поставляться в Турцию и далее в Южную Европу.
Теперь помимо Азербайджана Европа хочет получать газ из Туркменистана и даже из Ирана. Обе страны и ранее рассматривались как источники сырья для Южного газового коридора. Однако Иран пока находится под международными санкциями, а для подачи туркменского газа в Евросоюз через Азербайджан и Турцию необходимо построить дополнительный газопровод по дну Каспийского моря. Но статус Каспия до сих пор не определен, решение о прокладке газопровода должны одобрить все прикаспийские страны и совершенно очевидно, что Россия, а, возможно, еще и Казахстан на этот шаг не пойдут.
По данным оператора «Шахдениз-2» — компании BP, разведанные запасы газа в Азербайджане составляют всего порядка 900 млрд кубометров, в то время как в Иране они сравнимы с российскими — более 30 трлн кубометров, а в Туркменистане — 17,5 трлн кубометров.
При этом в середине февраля с. г. Президент России Владимир ПУТИН не исключил, что «Газпром», который вместо «Южного потока» решил построить газопровод в Турцию и создать на ее границе с Грецией газовый хаб, может продлить «Турецкий поток» через Македонию в обход Болгарии и далее прежним маршрутом «Южного потока». Правда, это возможно, только если Евросоюз не будет мешать, подчеркнул он.
Впрочем, российский газовый гигант «Газпром» не хочет следовать нормам Третьего энергопакета Евросюза, а без этого Еврокомиссия никогда не согласует европейский участок трубы, считает партнер Russian Energy Михаил КРУТИХИН.
В свою очередь депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана — политолог Расим МУСАБЕКОВ задается вопросом, зачем нужно было воскрешать Nabucco, если уже есть договоренность по TAP? Ведь 10 млрд кубометров газа с «Шахдениз-2» предусмотрены именно для TAP. Откуда возьмутся еще 32 млрд кубометров газа для Nabucco? У Баку их пока что точно нет.
Даже если 10 млрд кубометров газа с «Шахдениз-2» перенаправить с TAP на Nabucco, то это все равно не обеспечит наполняемость трубопровода даже наполовину. Следовательно, расчет делается либо на подключение ресурсов Туркменистана посредством транскаспийского трубопровода, либо на Иран.
По его словам, Туркменистану некуда девать свой газ: «Россия снизила закупки с прежних 50 млрд кубометров до 10 млрд в прошлом году, а на текущий год и вовсе 4 млрд кубометров. Не удивительно, что у Ашхабада повысился интерес к Южному газовому коридору и по этому поводу он ведет интенсивные переговоры с Турцией и Евросоюзом».
В отношении Ирана МУСАБЕКОВ прогнозирует достижение взаимоприемлемого соглашения по ядерной программе с так называемой «шестеркой» и, в первую очередь, с Вашингтоном. Это означает смягчение, а затем и вовсе снятие наложенных на Иран санкций. Тогда препятствия для участия западных кампаний в разработке богатейших иранских газовых месторождений будут устранены и Европа может получить альтернативного поставщика именно через Южный газовый коридор и далее по Nabucco.
Однако, как мы уже отмечали выше, и снятие санкций с Ирана, и строительство газопровода из Туркменистана в Азербайджана по дну Каспия — под большим вопросом. Зачем тогда возрождается проект Nabucco?
«Полагаю, это связано в первую очередь со сменой власти в Греции. Некомпетентное правительство левацкого движения «Сириза» своими популистскими требованиями к Брюсселю и другим кредиторам о списании долгов и отказом выполнять взятые обязательства по экономии, ставит под сомнение доверие к этой стране, как к партнеру.
Вдобавок греческие представители необоснованно заявили об изменении уже подписанных соглашений по транзиту газа в проекте ТАР, что совершенно неприемлемо. Застопорился по вине Брюсселя и Афин вопрос о продаже греческих газовых сетей азербайджанской SOCAR.
Все это снижает интерес Баку к проекту ТАР и делает актуальным рассмотрение вопроса переориентации на Nabucco. Мы видим, что греческое правительство после объявления намерения «Газпрома» построить «Турецкий поток» и доставить большие объемы газа на греческую границу, решило набить себе цену и повысить стоимость транзита азербайджанского газа.
В таком случае греки должны считаться с тем, что Баку может изменить маршрут доставки собственного газа в пользу Nabucco. Если последний маршрут получит приоритетную политическую и финансовую поддержку Евросоюза, то заявление, прозвучавшее в ходе визита Ильхама АЛИЕВА в Болгарию, следует рассматривать не как тактической ход, а как стратегический поворот», — считает Расим МУСАБЕКОВ.
Впрочем, другие эксперты считают, что Баку решился на этот шаг после визита заместителя госсекретаря США Виктории НУЛАНД и получив от нее некие гарантии. Ведь, как известно, одним из лоббистов Nabucco остается сама госпожа НУЛАНД.
«США по-прежнему решительно поддерживает Nabucco. Администрация Барака ОБАМЫ считает его «чрезвычайно важным проектом», — напомнила она не так давно. Подчеркивая тем самым неугасающий интерес США к получению контроля над стратегически важным для всей Евразии Каспийским регионом.
Пять государств, имеющих выход к Каспийскому морю (Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан) вот уже много лет ведут переговоры, но не могут договориться, как им вместе управлять морем и разделить его ресурсы. Этим и решили воспользоваться на Западе, пытаясь привлечь на свою сторону Туркменистан и Азербайджан, играя на их противоречиях с Россией и желании расширить рынок сбыта углеводородов, доходы от продажи которых являются основой национальных экономик.
Однако, несмотря на существующие разногласия, все пять прикаспийских государств единодушны в том, что все вопросы, связанные с этим закрытым водоемом, необходимо сообща и без участия посторонних. Данный принцип они закрепили в соответствующих документах.
Это должно означать, что никакой Евросоюз не может строить газопровод на Каспии без согласия всей пятерки. Об этом громко напомнил Брюсселю российский МИД. Так что борьба продолжается и приобретает более живой характер.