По различным данным, в рядах так называемого «Исламского государства»* (ИГИЛ, ISIS), «Джебхат-ан-Нусра»* и других джихадистких террористических группировок сражается от нескольких сотен до нескольких тысяч граждан Азербайджана. Появляется информация и о погибших среди них.
Экономическую подоплеку ухода в боевики можно еще хоть как-то объяснить в отношении граждан таких бедных государств, как Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Но Азербайджан считается экономически благополучным, а потому, вероятнее всего, дело в активной деятельности на его территории проповедников радикального ислама.
Официальный Баку и духовные лидеры Азербайджана ведут серьезную контрпропагандистскую работу, однако сталкиваются с рядом серьезных проблем объективного характера.
Несмотря на то, что Азербайджан традиционно является шиитской страной (65-70% населения), на севере страны компактно проживают и сунниты (не менее 30-35% населения) и именно они в подавляющем своем большинстве поддаются на пропаганду джихадистов и примыкают к террористическим организациям.
Тем не менее, Азербайджан остается единственной страной, где сунниты и шииты живут в мире и спокойствии, у нас не отмечается проявлений межрелигиозной и внутрирелигиозной нетерпимости, как это, к сожалению, мы можем наблюдать в настоящее время в целом ряде исламских государств Ближнего Востока.
Причин, по которым некоторые граждане Азербайджана вступают на опасный и незаконный путь, несколько. Во-первых, насколько бы Азербайджан не был экономически самодостаточным государством, устоять перед соблазном саудовских и катаровских денег, которыми подкрепляется салафитская идеология, молодым людям очень непросто.
Во-вторых, если изучить географию происхождения боевиков того же ISIS, то мы увидим значительное количество выходцев из государств, куда более богатых, нежели даже Азербайджан. Это Франция, Бельгия, Германия, Иордания, Саудовская Аравия и также Россия.
То есть присоединение к террористической организации в меньшей степени зависит от экономического положения того или иного государства, значительно в большей — от духовной слабости самого человека и силы убеждения со стороны вербовочной машины джихадистов.
Нельзя забывать и о том, что ультрарадикальное ваххабитское течение помимо того, что пользуется всемерной поддержкой нефтяных монархий Персидского залива, еще и подпитывается со стороны радикального настроенных наставников из религиозных центров Медины (Саудовская Аравия) и университета Аль-Азхар (Египет). И если обратить внимание на распространение данной идеологии, то она больше похожа на вербовку, нежели на религиозные проповеди.
Пожалуй, единственной соизмеримой по влиянию силой, способной по всему миру давать идеологический отпор салафитскому и ваххабитскому пагубному влиянию, являются умеренные шииты.
С началом успешной военной операции России и Ирана против боевиков в Сирии появилась серьезная угроза того, что разбегающиеся подобно тараканам террористы станут искать убежища у себя на Родине.
В этой связи руководство нашей страны уже предпринимает все необходимые меры для предотвращения проникновения радикалов в Азербайджан. В целях сохранения своих граждан в безопасности, принято решение задерживать по возвращению в страну всех ранее примкнувших к боевикам — до полного выяснения роли каждого в деятельности террористических организаций.
Также, как и во многих других государствах постсоветского пространства, гражданам Азербайджана в случае полной доказанности их вины по данному виду преступлений, грозит лишение свободы на срок от 10 лет до пожизненного заключения.
* — деятельность данных организаций запрещена на территории России.