ЧЕМ ВАХХАБИТЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ САЛАФИТОВ

ЧЕМ ВАХХАБИТЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ САЛАФИТОВ
798

МУХАММАД ГАРАБЕЙ_135Понятия ваххабизм (от арабского الوهابية‎‎ — аль-ВАХХАБ) и салафизм (от арабского  سلفية‎‎  — предки) западные политики, эксперты и представители СМИ нередко используют как синонимы.

Между этими течениями суннитского ислама имеется, однако, существенная разница, указывает специализирующийся на ваххабизме исследователь ислама в Рейнском Боннском университете (Германия)  Мухаммад ГАРАБЕЙ:

— Единственно истинная вера — это ислам времен пророка Мухаммеда. С таким утверждением согласны и ваххабиты, и салафиты. Только Коран, а также хадис — предание о словах и действиях пророка — служили обоим суннитским течениям ислама главным ориентиром в религии и обществе. Но такой общий знаменатель был у них не всегда.

Вопреки расхожим стереотипам, вначале салафиты были более толерантными, чем ваххабиты. Они, например, терпимо относились к широко распространенным во многих мусульманских странах культам поклонения святым и могилам.

На фоне колониализации европейцами стран Ближнего и Среднего Востока салафиты старались привлечь в свои ряды как можно больше сторонников, а потому не перечили массам. Они взывали к «исламской сознательности», видели решение политических и общественных проблем в возвращении к идеализированным ими исламским истокам.

Когда же все больше салафитов стали подвергаться репрессиям со стороны государственных властей, как, например, «Братья мусульмане», многие из них бежали в Саудовскую Аравию, где ваххабизм — государственная религия. Там их включили в систему государственных религиозных властей, что привело в дальнейшем к взаимовоздействию и взаимовлиянию этих двух течений ислама.

Особенно наглядно такой процесс можно проиллюстрировать на примере трех влиятельных ученых и религиозных деятелей, скончавшихся на рубеже XX и XXI веков. Двое из них — из Саудовской Аравии: Абдуль-Азиз ибн БАЗ и Мухаммад аль-УСАЙМИН. Третий — выходец из Албании Мухаммад Насир ад-Дин аль-АЛБАНИ.

В процессе получения высшего религиозного образования первые двое, обучавшиеся и у зарубежных салафитских ученых в Саудовской Аравии, отошли от строгой ориентации раннего ваххабитского вероучения на позиции правовой школы ханбалитского масхаба. В дальнейшем ибн БАЗ и аль-УСАЙМИН опирались во всех правовых вопросах на хадис.

Определенную роль в формировании их мировоззрения сыграл и аль-АЛБАНИ, который несколько лет провел в Саудовской Аравии и поддерживал с ними тесный контакт. Однако аль-АЛБАНИ в своем вероучении стал ближе к позициям ваххабитов.

Начиная с 60-х годов прошлого века, под влияние этих трех ученых стали попадать некоторые их коллеги и студенты. При этом решающую роль сыграл исламский университет в Медине, созданный в 1961 году.

Университет предоставлял государственные стипендии иностранцам, желающим учиться исламу в Саудовской Аравии. Ректором в то время был Абдуль-Азиз ибн БАЗ а Насир ад-Дин аль-АЛБАНИ преподавал там учение хадиса.

Это имело двоякие последствия. С одной стороны, возник новый салафизм, который частично интегрировал идеи ваххабизма, но и политические цели раннего салафизма.

С другой стороны, произошла трансформация и ваххабизма. Его последователи, правда, оставались верными королевской династии Аль-САУДА, но в области права переняли идеи салафитов, которые стали активно продвигать и за пределы Саудовской Аравии.

Чтобы понимать разницу между сегодняшним салафизмом и ваххабизмом, надо учитывать, что и среди самих салафитов существуют различные течения. Одно из них — это пуристы, которые проповедуют истинный, с их точки зрения, ислам, не преследуют никаких политических целей и отвергают насилие.

Второе течение — политические салафиты, которые выступают за создание богоугодного общества в рамках исламского государства. И, наконец, джихадистские салафиты, готовые к насилию во имя строительства исламского халифата. Таких, однако, очевидное меньшинство.

Ваххабитов, как правило, можно причислить только к первой группе салафитов. Очевидная разница между ними заключается в том, что ваххабиты сохраняют лояльность королевской династии Аль-САУДА. Салафиты же стремятся к созданию сугубо исламского государства без присущей королевству светской власти.

И тем не менее, понятия ваххабизм и салафизм часто употребляются в виде синонимов, что при ближайшем рассмотрении неверно. Оба эти течения хоть и ссылаются — вследствие процесса взаимовлияния — на почти идентичные принципы веры, но различаются в методах достижения своих целей.

Источник.

ОБЩЕСТВО