Определенные силы в руководстве Азербайджана при поддержке со стороны Турции настаивают на силовом решении Карабахского вопроса, т. е. на начале активных военных действий в отношении Армении, под контролем которой находится спорная территория региона Нагорный Карабах, а также несколько исконно азербайджанских районов, выполняющих роль буферной зоны.
Недавно появившаяся информация о якобы имеющемся у Москвы плане промежуточного урегулирования территориального спора Баку и Еревана, суть которого в возвращении Азербайджану большинства вышеуказанных районов (за исключением выполняющих роль коридора/пуповины между Нагорным Карабахом и Арменией) достойна внимания.
Однако успешность реализации данного плана под большим вопросом, поскольку нет гарантий прекращения боевых столкновений между конфликтующими сторонами по всему периметру уже новой границы Азербайджана с Нагорным Карабахом.
Для исключения вероятности эскалации ситуации логично было бы заменить воинские подразделения Армении (как бы официально они не именовались) вдоль границы Нагорного Карабаха с Азербайджаном на миротворцев из стран-участниц Минской группы ОБСЕ, либо, что предпочтительнее, на миротворцев из России и Казахстана как стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В нынешней ситуации именно формат Минской группы ОБСЕ предоставляет возможность поиска решения Карабахского вопроса исключительно мирным путем. В переговорный процесс, помимо Баку и Еревана также должен быть введен и Степанакерт — как то диктует объективность ситуации.
Вероятно, Минская группа ОБСЕ могла бы расшириться и за счет Ирана, как одного из ключевых и авторитетных государств региона. В т.ч. его представитель может стать четвертым сопредседателем.
Важен факт того, что как и Россия, Иран имеет широкие партнерские отношения и с Азербайджаном, и с Арменией. Как и Россия, Иран заинтересован исключительно в мирном исходе противостояния двух соседних государств в кавказском регионе.
Это его разительно отличает от Турции, которая не просто поддерживает Азербайджан в конфликте с Арменией, в т.ч. поставками летального вооружения и экономической блокадой Еревана, но и всячески подталкивает Баку к началу второй войны за Нагорный Карабах.
С этой целью Турция проводит соответствующую информационную пропаганду среди населения Азербайджана как посредством своих медиа-ресурсов, популярных в Азербайджане, так и посредством солидарных или различными способами финансируемых Анкарой местных медиа-ресурсов и лидеров общественного мнения.
Все это происходит, невзирая на то, что Турция является членом Минской группы ОБСЕ и, согласно ее целям и задачам, обязана всячески препятствовать перерастанию конфликта в новую азербайджано-армянскую войну.
С учетом этого, как минимум неэтично вести речь о назначении представителя Анкары сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Вероятно, требует серьезного обсуждения даже само участие Турции в этом проекте в качестве посредника и миротворца.