В Казахстане почти на полтора месяца введен «желтый» уровень террористической угрозы. Руководство страны объясняет это необходимостью наведения порядка после того, как в минувшее воскресенье в Актобе (Западный Казахстан) группа боевиков совершила нападение на два оружейных магазина и воинскую часть.
В результате шесть человек были убиты и около сорока ранены, большинство из них военнослужащие. В ходе антитеррористической операции 12 преступников были убиты, шесть ранены, девять задержаны, еще 6-7 находятся в розыске — возможно, на территории соседней России.
Своим мнением по ситуации в Казахстане в беседе с политическим обозревателем газеты «Каспiй» (Азербайджан) Романом ТЕМНИКОВЫМ поделился руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS.com Виталий АРЬКОВ.
Что произошло в Актобе: попытка госпереворота, вылазка религиозных экстремистов или что-то иное?
По той информации, что распространяют официальные информагентства Казахстана о численности преступников и их действиях, говорить о попытке госпереворота не приходится. Да и Актобе — не пригород Астаны, чтобы одним марш-броском повстанцы могли атаковать, скажем, президентский дворец и иные госучреждения.
Однако и акцией кучки религиозных фанатиков тоже вряд ли это можно назвать. Скорее всего, это одно из мероприятий по дестабилизации ситуации в Казахстане. Не первое (ранее, как известно уже были попытки протестных акций), но, увы, не последнее.
Ряд экспертов усмотрел в событиях в Актобе сходство с событиями лета-осени прошлого года в Таджикистане, когда заместитель Министра обороны республики Абдухаллим НАЗАРЗОДА поднял вооруженный мятеж.
Тогда режим Эмомали РАХМОНА от свержения спасла лишь раскоординированность действий повстанцев. Но если с НАЗАРЗОДА, по крайней мере морально, было большинство населения Таджикистана и в случае успешности первой части плана, оказало бы поддержку, то в Казахстане ситуация обратная — Нурсултан НАЗАРБАЕВ является реальным, а не мнимым, как РАХМОН, лидером нации, его поддерживает подавляющее большинство сограждан.
Однако НАЗАРБАЕВ гораздо старше РАХМОНА, и в Казахстане уже обострилась борьба за власть. Согласно имеющейся информации, с преемником Нурсултан Абишевич до сих пор не определился. В разное время таковым называли то старшую дочь Елбасы (лидера нации) Даригу НАЗАРБАЕВУ, то старшего внука Нурали АЛИЕВА — сына Дариги от брака с умершим при странных обстоятельствам в австрийской тюрьме Рахатом АЛИЕВЫМ. Но в настоящий момент никаких указывающих на кого-либо из них действий со стороны первого и единственного президента Казахстана не наблюдается.
В окружении НАЗАРБАЕВА есть люди, желающие президентства его дочери, с целью управлять через нее государством, являющимся ключевым в Центральной Азии. И даже если это (президентство Дариги Нурсултановны) случится, то вряд ли оно будет продолжительным.
В свое время ее отцу даже пришлось перенести столицу на родной север, не только переименовав Акмолу (Целиноград) Астану, но и фактически заново остроить город, дабы обезопасить себя от заговоров недружественных южных кланов.
Кто бы не сменил Нурсултана НАЗАРБАЕВА, с большой долей вероятности можно прогнозировать серьезные внутренние проблемы Казахстана, обусловленные борьбой кланов за власть. И они могут стать куда более серьезной проблемой для России, чем даже происходящее сегодня в Украине.
С учетом того, что Казахстан — главный партнер России в регионе, в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и буфер с другими республиками Центральной Азии, события в которых очевидно будут развиваться не по кремлевскому сценарию. В т.ч. я имею в виду и активную религиозную радикализацию населения.
Еще недавно казалось, что НАЗАРБАЕВУ если и не удалось подавить соперников в Казахстане, то они затаились в ожидании печального для республики «часа X». Однако события последних месяцев свидетельствуют о том, что некоторые решили играть на опережение. Полагаю, что все происходящее в Казахстане в последний год ориентировано на постназарбаевский период.
Стоят ли за происходящим в Казахстане другие государства?
Не стал бы исключать такого варианта. Другой вопрос, кто конкретно. Для России и Китая важно сохранение status quo в лице Нурсултана Абишевича или последователя его курса во главе государства.
Тактика США последнего времени наводит на мысли, что Вашингтон все больше «прислоняется» к революциям, поддерживая наиболее сильных мятежников, нежели сам занимается взращиванием оппозиции и организацией госпереворотов.
В этой связи необходимо обратить внимание на значительно усилившийся интерес к Казахстану со стороны нефтяных монархий Персидского залива (в первую очередь, Саудовской Аравии) и, конечно же, Турции. В среднесрочной перспективе свои интересы в Казахстане обозначит и возвращающийся на мировую арену полноценным игроком Иран.