Согласно предположениям историков, Северный рукав Великого шелкового пути проходил по территории современного Нижнего Поволжья — из Центральной Азии, от сокровищ Ферганской долины, основная дорога шла в обход Каспийского моря, разветвляясь на более мелкие, «проселочные».
По ним организовывалась доставка китайского товара и собирались (с максимальным охватом прилежащих земель) местные товары для торговли и отправки в Поднебесную.
Чуть менее чем за два века до нашей эры владыка империи отправил на север из столицы того времени — Сианя — дипломатическую миссию к кочевым племенам гуннов, которые стали слишком уж досаждать своими набегами, разоряя китайские поселения.
Агрессивных кочевников удалось приструнить —заключили с ними мирный договор, а бонусом посланники принесли императору весть о богатствах Ферганской долины, где купцы готовы были торговать или обмениваться товарами.
Особенно заманчивой звучала новость о прекрасных легконогих скакунах, коих в Китае тогда не было, китайские лошадки были малорослы, тихоходны, правда, выносливы.
Решение властитель принял немедленно: снаряжать первый караван с грузом шелка, сырья для иных тканей, драгоценных камней, лекарственных трав и многого другого китайского специалитета…
Так было положено начало легендарной дороге древности, впоследствии и названной Великим шелковым путем.
В основном, караваны шли через Индию, Персию с восточному побережью Средиземного моря, к берегам Леванта, в пути были от полугода, в зависимости от условий на пути следования. В финикийских портах грузы с товарами перекладывались на корабли и дальше морским путем отправлялись к флорентийским, венецианским и греческим купцам.
Позднее проложили путь и в Александрию, и через Малую Азию в Константинополь. Северная ветвь маршрута охватывала Среднюю Азию и южные земли современной территории России, ведя в Закавказье, к черноморским греческим городам-факториям.
Торговля шла бесперебойно и была весьма выгодна империи, ведь она получала не только необходимые себе товары, но и налаживала деловые контакты с другими странами и не удивительно, что Китай сейчас хочет возродить Шелковый путь, разумеется, в современном контексте, современными средствами, ведь и производство, и потребление в Поднебесной постоянно требуют экспорта-импорта. Вот только удастся ли этот проект — пока не понятно…