ЛИВАНСКОЕ ПОТРЯСЕНИЕ

ЛИВАНСКОЕ ПОТРЯСЕНИЕ
116

ИЛИОДОР ГИЛЯЗОВВ минувшую субботу на Ближнем Востоке произошло политическое землетрясение — в отставку подал премьер-министр Ливана Саад ХАРИРИ. Последствия этого события пока невозможно просчитать.

О своем уходе политик заявил во время телевизионного обращения из Эр-Рияда, которое транслировалось по двум арабским телеканалам — Al Mustaqbal и Al Arabiya. В качестве причины решения премьер назвал угрозу своей  жизни.

«В Ливане царит атмосфера, которая напоминает обстановку, предшествовавшую убийству моего отца», — заявил Саад ХАРИРИ.

Напомню, что ливанский политик возглавляет суннитские «Движение за будущее» (Аль-Мустакбаль), созданное его покойным отцом Рафиком ХАРИРИ. Также он является одним  из лидеров ливанской коалиции «14 марта»,образованной после «кедровой революции» 2005 года. Ее деятельность вместе с массовыми демонстрациями и западной поддержкой привела к выводу сирийских войск с территории Ливана.

Отречение ХАРИРИ от должности премьер-министра стало совершенно неожиданным для политической элиты страны и вызвало недоумение в местных политических кругах. Даже Президент Ливана Мишель АУН заявил, что ожидает возвращения ХАРИРИ в Бейрут, чтобы официально принять от него прошение об отставке.

Как сообщили в пресс-службе главы государства, президент хочет узнать обстоятельства, в результате которых глава правительства пошел на такой шаг.

В Ливане у ХАРИРИ-младшего репутация «просаудовского» и «прозападного» политика, хотя он довольно часто посещал Россию еще до своего избрания на пост премьера и не раз встречался с Владимиром ПУТИНЫМ, избегая при этом публично комментировать военную операцию российских ВКС в соседней Сирии.

Главную причину своей нынешней отставки ХАРИРИ обозначил как «вмешательство Ирана и его пособников в лице шиитской партии «Хезболлах» во внутренние дела страны», которому, по словам премьера, он не смог противостоять.

«Благодаря своему оружию, «Хезболлах» навязала Ливану реальность, противоречащую его интересам, а вооруженное вмешательство в Сирии [шиитских бойцов] создало проблемы между Ливаном и его арабскими союзниками», — обозначил свою позицию Саад ХАРИРИ.

Однако этот политический жест со стороны премьера-министра может привести страну к конституционному кризису. В Ливане действует сложная система этно-конфессиональных представительств, где за определенными религиозными конфессиями и отчасти национальностями закреплены определенные должности в высших органах государственной власти. Эта система «квотирования» закреплена и в Конституции страны. Поэтому процесс согласования и  назначения высших чиновников проходит довольно мучительно и долго.

Повторное назначение ХАРИРИ премьер–министром в декабре 2016 года (он занимал этот пост с 9 ноября 2005 года по 13 июня 2011 года) было частью сделки между всеми религиозными и политическими силами Ливана, включая поддерживаемое Ираном шиитское движение «Хезболлах».

Другая часть этой крупной политической сделки была исполнена в октябре 2016 года, когда после 2,5 лет и 46 президентских выборных туров в ливанском парламенте президентом страны был избран известный общественный деятель, католик-маронит генерал Мишель АУН, которого теперь поддерживает «Хезболлах». А это значит, что заявление об отставке ХАРИРИ вместе с его прямой критикой в адрес движения «Хезболлах» ставит под удар и другие политические договоренности.

Большинство ливанских политических аналитиков считают,  что решение об отставке ХАРИРИ принял под давлением со стороны Саудовской Аравии, которому не сумел противостоять.

Уроженец этой страны (он родился в Эр-Рияде) ХАРИРИ сих пор в самой Саудовской Аравии контролирует немало бизнес-активов.

Отставка  премьера ХАРИРИ, как минимум может спровоцировать в стране досрочные парламентские выборы и способствовать пересмотру политической  сделки по созданию  государственных органов национального единства.

В итоге все это станет ударом по хрупкой внутреннеполитической стабильности. А в худшем случае — спровоцирует столкновения на улицах крупнейших городов Ливана между шиитским движением «Хезболлах» и суннитскими группировками, как это было в 2007-2008 годах. Что в среднесрочной перспективе может привести к повторению  полномасштабной гражданской войны внутри страны.

Некоторые наблюдатели полагают, что отставка является последствием скоординированного плана тактических союзников: США, Саудовской Аравией и Израиля, направленного на ослабление Ирана и его союзников в регионе.

Это также  может привести к ограниченной военной операции Израиля на юге Ливана,который сейчас,  в основном, контролируется движением «Хезболлах».

Не случайно, именно сейчас Израиль неожиданно решил начать крупнейшие  в истории авиационные учения «Голубой флаг». А премьер-министр Израиля Биньямин НЕТАНЬЯХУ назвал отставку ХАРИРИ сигналом международному сообществу о необходимости принять меры против «иранской агрессии» на Ближнем Востоке.

Похоже, Ливан становится новым плацдармом для противостояния между Саудовской Аравией и Ираном, поскольку, благодаря вмешательству России в силу определенных обстоятельств, Сирия  не может быть площадкой между этими  крупнейшими государствами на Ближнем Востоке. А курс на конфронтацию друг с другом  эти  страны не свернули.

Теперь многое зависит от чувства ответственности ливанских политиков, которым в этой сложной политической ситуации важно не поддаваться на внешние провокации, сделав национальные интересы наибольшим приоритетом и суметь сохранить страну, не допустив превращения Ливана во вторую Сирию. Ближнему Востоку не нужна вторая разрушенная гражданской войной страна.

Илиодор ГИЛЯЗОВ, член Общественного Центра ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке..

ОБЩЕСТВО