НОВОГОДНЯЯ «НАРОДНАЯ ИРАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

НОВОГОДНЯЯ «НАРОДНАЯ ИРАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
120

АНДРЕЙ СЕРЕНКО_135Уличные акции протеста в Иране охватили десятки городов в различных районах страны. Волнения носят уже не региональный, а национальный характер.

Протестные акции набирают силу в Тегеране, где начались столкновения оппозиционеров с полицией. Революционная волна, вспыхнув в провинции, накрывает сегодня столицу страны.

У отдельных групп протестующих появилось огнестрельное оружие, захваченное в результате нападений на склады силовых структур.

Протестующие преодолели психологический порог страха перед нападением на полицейских и сотрудников службы безопасности. Достоверно известно о линчевании революционерами командира одного из местных гарнизонов организации «Басидж» (полувоенное ополчение в составе КСИР — Прим.), об убийстве одного сотрудника службы безопасности и нападении на штаб 14-го корпуса «Басидж».

Видимо, в ближайшие дни следует ожидать нападений на иранских силовиков в Тегеране, что станет важным этапом в развитии протестного движения.

Хотя оппозиционеры довольно успешно координируют свои действия через социальные сети, до сих пор у иранского новогоднего протеста не появился лидер или группа лидеров.

В ближайшие дни, вероятно, следует ожидать возникновения «координационного совета» оппозиции, хотя пока революционеры обходятся и без него (власти лишены возможности обезглавить протест у которого еще нет формальной «головы»).

Если протесты сохранят активность в течение ближайшей недели, Президенту Ирана Хасану РОУХАНИ, видимо, придется уйти в отставку. Пока еще таким образом можно остановить эскалацию уличной напряженности в стране.

Консервативные круги во главе с аятоллой Али ХАМЕНЕИ имеют шанс обернуть волну насилия в стране в свою пользу, назначив досрочные президентские выборы и организовав на них победу консервативного кандидата. Однако для такого «выверта» остается не так много времени.

Иранские власти сейчас должны будут начать подготовку к перехвату уличной инициативы у оппозиции. Для этого они, скорее всего, будут использовать неконвенциональные силовые структуры (в том числе, бойцов шиитских милиций, которые сегодня воюют в Ираке и Сирии), чтобы взять под контроль городские пространства и, прежде всего, тегеранскую улицу.

Протестное движение стремительно корректирует идеологическую программу: начавшись с консервативных лозунгов, сегодня иранский протест делает акцент на теме борьбы с коррупцией, несправедливостью и «угнетением народа». Одновременно протестующие требуют избавить правительство от влияния религиозных деятелей.

Поджог оппозиционерами одного из учебных религиозных центров дает основания ожидать углубления антиклерикального акцента в иранской революции.

Революционная интрига в Иране приближается к кульминационному моменту вывода на политическую сцену «сакральной жертвы». Очевидно, что этот эпизод произойдет (если отставка РОУХАНИ не случится раньше) в Тегеране, в ходе одной из стычек с силами безопасности.

Сейчас революционная динамика смещается в сторону соревнования двух грядущих событий — отставки РОУХАНИ и «сакральной жертвы». От того, какое из этих событий случится раньше, в решающей степени зависит дальнейший сценарий «новогодней» революции.

Если «народная иранская революция» не будет остановлена в течение ближайших двух-трех недель, она может привести к более глубокому политическому кризису и превращению уличного протеста в гибридную гражданскую войну.

В любом случае иранскому руководству придется внести принципиальные коррективы в государственную политическую стратегию, сместив акценты с внешних проектов (в том числе в Ираке и Сирии) на внутренние проблемы.

ОБЩЕСТВО