В ходе состоявшегося на этой неделе визита в Анкару советник Президента США по национальной безопасности Джон БОЛТОН удостоился встречи лишь с пресс-секретарем Президента Турции Ибрагимом КАЛЫНОМ.
Сам турецкий лидер Реджеп Тайип ЭРДОГАН не просто отказалсяот встречи с посланником Вашингтона — он послал за океан, своему коллеге Дональду ТРАМПУ недвусмысленные месседжи: Турция будет сама решать, что ей делать в Сирии.
Официальной причиной отказа во встрече послужило заявление БОЛТОНА перед его визитом в Турцию о том, что США не выведут войска из Сирии, если власти Турции не пообещают не нападать на сирийских курдов.
Только ли эти слова послужили причиной отказа ЭРДОГАНА или существует иная причина у Президента Турции не встречаться с представителям Белого Дома?
Конечно, существует и об этом свидетельствуют параллельно развивающие процессы в регионе, такие как возможное формирование оси Москва-Анкара-Тегеран и российские ракетные комплексы С-400.
«БОЛТОН делает большую ошибку, его заявление неприемлемо. Террористические организации не представляют курдов. Те, кто распространяет ложь о том, что Турция убивает курдов в Сирии, пытаются играть на настроениях мирового сообщества», — заявил Реджеп Тайип ЭРДОГАН, выступая перед парламентской фракцией правящей Партии справедливости и развития.
Он добавил, что Турция в ближайшее время перейдет к решительным действиям по нейтрализации террористов в Сирии.
ЭРДОГАН фактически разоблачил Белый дом и объективно высказался о происходящем, сообщив, что задача БОЛТОНА — запутать ситуацию и постараться, раз нет возможности дезавуировать слова ТРАМПА о выводе американских войск из Сирии, найти предлог, который позволил бы затянуть на многие года этот вывод.
Пресс-секретарь турецкого лидера Ибрагим КАЛЫН добавил, что Анкара не собирается просить у Вашингтона разрешение на проведение военной операции в Сирии.
«Из США звучали заявления о том, что было бы неправильно проводить нашу операцию, не уведомив их. Мы всегда готовы уведомлять, координироваться, но разрешение ни у кого просить не будем», — сказал Ибрагим КАЛЫН.
Очевидно, что президент ЭРДОГАН хорошо помнит еще один факт: как американцы хотели руками оппозиции его убить — своего союзника, после чего Президент Турции радикально изменил свое отношению к США.
Еще очень важный вопрос: кто раньше разберется с контролем над курдами — сирийцы или турки? Ведь населенная курдами территория Сирии пока не под контролем официального Дамаска.
Касательно оси Москва- Анкара- Тегеран. Ее начали обсуждать еще пару лет назад. Встречи на высшем уровне руководства России, Турции и Ирана проходят несколько раз в год, заставляя многих экспертов говорить о создании новой альтернативы Западу. Более того, Президенты России и Турции договорились о поставках комплексов С-400. Однако насколько жизнеспособна и эффективна ось?
Думаю, что процесс превращения оси в союз будет сложным. Ситуативно тактическое сближение Москвы, Анкары и Тегерана недостаточно для создание полноценного союза. Изначально для образования союза требуется совпадение долгосрочных интересов в него входящих государств. Необходимо совпадение долгосрочных геополитических интересов Анкары, Москвы и Тегерана.
Для совпадения, безусловно, важно сблизить внешнеполитические интересы. На данном этапе каждая из стран оси стремится к региональному лидерству, каждая страна имеет свою стратегию и инструменты достижения этого лидерства.
Очень важный фактор: элиты Турции и России, как и экономики этих стран, сильно зависят от Запада и переплетаются с ним.
Все перечисленные страны так или иначе являются историческими и идеологическими антагонистами, с таким раскладом трудно говорить о долгосрочном геостратегическом сотрудничестве, если их не объединит страх общего геополитического противника.
Между Россией и Турцией остаются достаточное количество открытых вопросов. Например, в прошлом году Турция и Россия договорились о поставках турецкой стороне новейших ЗРК С-400, причем два дивизиона будут собраны непосредственно в Турции, то есть турецкая сторона также получит российские технологии и сможет их использовать в будущем или поделиться ими с партнерами по НАТО. Сумма сделки 2,5 млрд долларов.
Думаю, что в этой сделке присутствует определенный фактор риска, так как Турция, несмотря на определенные разногласия ЭРДОГАНА с ТРАМПОМ, остается членом НАТО и форпостом альянса в регионе.
В 2017 году Реджеп Тайип ЭРДОГАН в ходе своего визита в Киев заявил, что Анкара никогда не признает присоединение Крыма к России.
Нужно сказать, что данное заявление ЭРДОГАНА не вписывается даже в рамки ситуативного союза с Россией. Что ещё раз доказывает о том, что Турция действует исключительно в своих геополитических интересах и осуществляет эгоцентрическую политику.
Помимо этих проблемных пунктов, наблюдаются еще и большое количество других спорных моментов и разногласий, в том числе и по Сирии и Кавказу, которые в любой момент могут всплыть на поверхность. И здесь Анкара и Тегеран в последнее время выступают единым фронтом.
Шота АПХАИДЗЕ, директор Центра исламских исследований Кавказа.
Специально для PolitRUS.com.