Специальный представитель США по Венесуэле Эллиотт АБРАМС в среду заявил, что Китай не сможет обеспечить возврат своих кредитов, выданных официальному Каракасу, если будет продолжать поддерживать режим Николаса МАДУРО.
Однако к словам американского дипломата не стоит относиться серьезно, поскольку Пекин фактически ничего и не терял, вкладывая номинальные кредиты в Венесуэлу. Это же касается и России.
Поэтому, будет ли инициирована под эгидой Вашингтона процедура невозврата международных кредитов или нет, права кредиторов Венесуэлы, по сути, ничем не могут быть ограничены.
Основной нюанс, который следует учитывать, когда мы имеем дело с межгосударственным кредитом — если он не бланковый — состоит в том, что денежные средства в рамках данного кредита никогда не перечисляются стране-заёмщику.
В случае с Пекином и Москвой кредит направлялся из государственного бюджета Китая и России аффилированным юридическим и физическим лицам, которые производят не только и не столько в Венесуэле, сколько в самих странах-кредиторах работы в рамках кредитной программы.
С полученных денежных средств эти подрядные экономические субъекты уплачивают налоги, исходя из национальных юрисдикций тех стран, где эти структуры осуществляют свою деятельность.
Таким образом, порядка 40% выданных кредитов практически сразу же возвращаются в виде налоговых и иных платежей в бюджет тех предприятий, которые получили эти средства на выполнение работ, производство товаров и оказание услуг.
Кроме того, следует обратить внимание, что ни Россия, ни Китай не выдали Венесуэле ни цента «реальных» денег, но уже получили от официального Каракаса тысячи тонн сырой нефти.
Конечно же, ошибочно утверждать, что Пекин и Москва ничего не потратили. Они потратили. Но эти деньги пошли российским и китайским предприятиям в оплату работ, услуг и товаров, а не правительству Венесуэлы.
В связи с этим, если Пекин и Москва вдруг будут лишены возможности доступа на венесуэльский рынок, то это, безусловно, нанесет ущерб экономикам этих стран, но этот ущерб будет несопоставимы с тем, каким лишениям подвергнется официальный Каракас, когда экономические интересы России и Китая будут внезапно уязвлены.
На основании этого, угрозы АБРАМСА о невозврате китайских и, скорее всего, российских кредитов, выданных Венесуэле, попросту смешны, поскольку Москва и Пекин уже многократно окупили вложенные в Каракас деньги.
И, более того, кредиторы остались в большом «плюсе», поскольку за номинальный (только на бумаге) кредит Каракас расплачивался «живой» нефтью.
Помимо прочего, анализируя слова американского спецпредставителя, не стоит забывать о том, кто на данный момент является крупнейшим держателем венесуэльского суверенного долга. Таковыми выступают только российские и китайские банки, а также две европейские и четыре американские инвестиционные группы.
В совокупности они являются держателями абсолютного большинства государственных ценных бумаг официального Каракаса.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что, независимо от того, кто будет во главе Венесуэлы, у государства сохраняются долговые обязательства по отношению, прежде всего, к Пекину и Москве. Следовательно, Китай и Россия имеют рычаги манипулирования теми правительствами, которые в тот или иной момент находятся на вершине власти в Венесуэле.
Иначе говоря, как ни крути, но даже государственный переворот не освобождает Каракас от долгового бремени.
Денис КОРКОДИНОВ, специально для PolitRUS.com.