Конфликт с Ереваном служит для Баку удобным объяснением невозможности своего участия в Евразийском экономическом союзе, получая при этом от Москвы значительные преференции в торгово-экономической сфере и таковые при нынешнем состоянии российско-турецких отношений будут все щедрее, считает руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ.
Сейчас Азербайджан входит в тяжелую стадию реформирования политического в региональном характере и экономического с точки зрения цен на энергоресурсы. Как Вы считаете, как Азербайджан выйдет с этих пертурбаций?
Для Азербайджана, как и для России важна диверсификация экономики. Происходящее сейчас на мировом нефтяном рынке свидетельствует о том, что, конечно, это хорошо, что на деньги от продажи нефти ты можешь закупать все необходимое для жизнеобеспечения страны у Турции и Китая, но «соломку подселить» все же не обходимо. Имею в виду развитие собственного производства продуктов питания, как минимум — т.к. это вопрос национальной безопасности.
Для руководства Азербайджана, на мой взгляд, очень важно не растерять тот политический вес, который удалось приобрести в последние годы, не растратить его на сиюминутные задачи. В отношениях с США и Евросоюзом — сохранять равновесие, не «ложась» под них, но в тоже время не переходя на язык ультиматумов, как это уже стало заметно в риторике с Евросоюзом.
В отношениях с Турцией нельзя обманываться — в них не было и нет равноправия. Анкара взирает на Баку сверху вниз и согласна на независимость Азербайджана, в т.ч. государственную, ровно до того момента, пока он выказывает солидарность и поддержку ее политике, а с чем несогласен — тактично помалкивает.
Схожая ситуация, увы, складывается и в отношениях с Россией. Кремль хоть и называет Баку и Ильхама АЛИЕВА стратегическими партнерами и декларирует равноправие, но не изжил до конца имперское восприятие небольших государств по периметру своей границы. Это ни плохо, ни хорошо — это действительность. Аналогичным образом поступают, к слову, и США, и Китай, и Германия, и та же самая Турция.
Считаю, что выбранная Президентом АЛИЕВЫМ и подкрепленная прежним ростом мировым цен на углеводороды тактика аккуратного балансирования между Турцией, Ираном, Россией и Западом — в нынешней геополитической ситуации является оптимальной. Пока не связал себя обременительными узами с кем-либо из перечисленных, все ключевые игроки вынуждены вести с тобой диалог более-менее на равных, считаться с твоими интересами и договариваться, а не ставить перед фактом.
На фоне сопротивления России и Турции, в ближайшее время ожидается встреча президентов Азербайджана и Армении. Как ухудшение отношений между Анкарой и Москвой и потеплением между Баку и Москвой будет влиять на переговорный процесс между Баку и Ереваном?
Чем чаще будут проходить встречи на высшем уровне между Азербайджаном и Арменией, чем честнее будут в беседах друг с другом их лидеры (благо знание русского языка позволяет им говорить напрямую), тем выше вероятность разрешения карабахского конфликта исключительно мирным путем.
По сообщению ряда источников, Анкара заинтересована в расконсервации конфликта и подталкивает Баку к реваншу в территориальном споре с Ереваном, что с учетом вовлеченности в ситуацию множества сторон не станет для Азербайджана блицкригом, а выльется в многолетний изматывающий обе стороны военный конфликт. Это выгодно Анкаре, но нужно ли Баку?
Как Вы считаете можно ли считать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) привлекательным объединением в условиях экономического кризиса?
Безусловно, в условиях экономического кризиса возможность присоединения или сотрудничества с крупными союзами есть даже само по себе правильное и нужное дело. Россия не раз заявляла, что, конечно, хотела бы вступления Азербайджана в ЕАЭС. Солидарен с ней в этом и Казахстан. Однако всегда идет уточнение, что это должно быть, прежде всего, желание самого Баку, которое Москва и Астана — как главные операторы союза — будут приветствовать и поддерживать.
Официально препятствием для Азербайджана является участие в ЕАЭС Армении, с которой у него серьезный территориальный конфликт и отсутствие даже дипломатических отношений. И для Баку это — удобное и на первый взгляд совершенно логичное оправдание. Мол, я всей душой с вами, друзья, и вот тотчас же бы и к вам, но вы же понимаете, что при нынешнем раскладе я на один гектар с Ереваном… далее по тексту.
Не просто удобное оправдание, но и экономически выгодная позиция. «Входя в положение» Азербайджана, соседи по экс-СССР предоставляют ему такие условия торгово-экономического сотрудничества, словно он уже вступил в ЕАЭС.
В силу же усугубления отношений Москвы и Анкары и страха первой, что Баку примет сторону последней, едва ли не любые «хотелки» Азербайджана в торгово-экономической сфере будут находить поддержку в России. Не исключу, что столь же щедро станет Азербайджан «умасливать» и Турция. Как в русской народной пословице: ласковое теля двух маток сосет.
Продолжающаяся экономическая блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции, а также оказываемое Азербайджаном давление на Грузию для непринятия той положительного решения по восстановлению Транскавказской железной дороги под предлогом конфликта с Абхазией, вредит и развитию всего ЕАЭС, поскольку приходится искать иные пути наземного транспортного сообщения Армении с Россией — в первую очередь, через Иран и Каспийское море. Что значительно затратнее восстановления железнодорожного сообщения Армении с Россией через Грузию и Абхазию.
Беседовал Ниджат ГАДЖИЕВ.