Разрыв отношений между Тегераном и Эр-Риядом весьма негативно отразится на региональной политике. Саудовская Аравия и Иран будут консолидировать усилия своих наиболее активных союзников не только для сохранения своего влияния, но и для нейтрализации влияния противной стороны, полагает руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» — азербайджанский политический эксперт Ильгар ВЕЛИЗАДЕ.
— События в Сирии и Йемене, а до этого противостояние между суннитскими группами, и шиитским правительством и шиитскими политическими группами в Ираке, события в Бахрейне и на северо-востоке Саудовской Аравии выкристализовали контуры большого суннитско-шиитского противостояния, на одном полюсе которого находились арабские монархии Персидского залива во главе с Саудовской Аравией, на другом — Иран.
В этой связи страны, развивавшие тесное сотрудничество как с саудитами, так и с Ираном, действительно оказались в очень непростом положении. И речь идет не только об Азербайджане, но и о таких разных странах как Оман, Казахстан, Пакистан и ряде других, которые были явно не готовы к такому развитию событий.
Судя по всему, в известной степени неожиданным оказалась казнь шиитского проповедника Нимра Бакира Амин ан-НИМРА и для самого Тегерана. В Иране знал, что его приговорили к смертной казни, но не верили в скорое исполнение приговора.
Так или иначе, в сложившейся обстановке многие из этих стран скорее всего предпочтут политику невмешательства в конфликт и сохранения хороших отношений как с одной, так и с другой стороной. Не сомневаюсь, что и Азербайджан окажется в их числе.
В настоящее время ведется активная подготовка визита Президента Азербайджана Ильхама АЛИЕВА в Иран. Стоит отметить, что это будет второй визит главы азербайджанского государства в соседнюю страну за последние два года. Немногим более года тому назад в Баку находился и Президент Ирана Хасан РУХАНИ.
Столь тесные контакты политического руководства двух стран говорят о наличии серьезной конструктивной основы для сотрудничества, несмотря наличие проблемных моментов. Судя по всему, сохраняется и обоюдное понимание необходимости сохранения конструктивного настроя во взаимоотношениях.
Иран готовится выходить из режима санкций, Азербайджан готов предоставить свою транспортную и трубопроводную инфраструктуру для этого. Эти встречные шаги позволят создать новую ситуацию в регионе, привлечь к совместным проектам третьи страны. Поэтому никто не собирается рисковать и предпринимать шаги способные провоцировать дополнительную напряженность. Не думаю, что Тегеран будет принуждать Баку делать какие либо резкие шаги и выступать открыто на стороне Ирана в возникшем конфликте.
Не стоит забывать и о визите Президента Азербайджана в Саудовскую Аравию весной прошлого года. Переговоры с королем Салманом ибн Абдул-Азизом аль САУДОМ придали значительную динамику и азербайджано-саудовским отношениям, заложили основу для широкого инвестиционного сотрудничества между двумя странами.
Значительно повысился уровень политических контактов. Дело дошло до того, что Саудовская Аравия предложила Азербайджану войти в антитеррористическую коалицию, где Эр-Рияд играет одну из ведущих ролей. Однако Баку пока выдерживает паузу и не торопится включаться в ее состав.
Похоже, эта пауза продлится не только до окончания визита Президента Азербайджана в Тегеран, но и после него. Не думаю, что Эр-Рияд станет торопить Баку с ответом, поскольку в Саудовской Аравии рассматривают отношения с Азербайджаном через призму обеспечения долгосрочного присутствия в регионе, и не будут подставляться в такой щепетильной ситуации.
Что касается Турции, то вряд ли ее можно назвать политическим спонсором сближения Азербайджана с Саудовской Аравией. Для Анкары в настоящее время гораздо важнее обеспечить тесное взаимодействие с Баку на фоне разлада в турецко-российских отношениях. Кстати, Азербайджан не стал втягиваться и в этот конфликт на чьей-либо стороне. Судя по всему, Москву и Анкару это также не особо заботит.