С момента возникновения сирийского кризиса вовлеченными в него оказывается все большее число стран — как непосредственно в ближневосточном регионе, так и далеко от него. Несмотря на все предпринимаемые усилия, сирийский кризис имеет исключительную тенденцию расширения и пока никто из тех, кто уже оказался затянут в его воронку, не имеют представления о реальных способах выхода.
Наблюдаемое сейчас в Сирии — совсем не кульминация, а всего лишь введение в большую перезагрузку Ближнего Востока и мира в целом, т.к. передел данного региона в нынешних реалиях будет иметь глобальные последствия.
Все эти договоренности о перемирии, достигнутые Президентом России Владимиром ПУТИНЫМ и его американским визави Бараком ОБАМОЙ, о которых сейчас с восторгом говорят в экспертном сообществе, есть вещь недолговечная и относительная — даже случайный выстрел может стать поводом для нового витка напряженности.
Все пять лет существования сирийского конфликта, Азербайджан старательно делал вид, словно тот для него и не существует вовсе. Меж тем, Баку давно был опосредованно вовлечен в сирийский конфликт, т.к. три региональные державы активно участвовали в нем по разные стороны баррикад. Турция — с одной, Россия и Иран — с другой. Да и мировые цены на ископаемые углеводороды, являющиеся базисом азербайджанской экономики, во многом определялись сирийским фактором.
Сейчас, когда отсиживаться в стороне уже не получается, Баку был поставлен перед нелегким выбором ответа на вопрос: «за сохранение Башара АСАДА во главе Сирии?». Нелегок этот выбор, потому что у ключевых партнеров Азербайджана в регионе — Турции, Ирана и России — диаметрально противоположное мнение.
Однако и здесь, где существует всего два варианта — «за» и «против», Азербайджан сумел дать оба ответа. Сначала Азербайджан устами заместителя главы МИД заявил, что АСАД является легитимным Президентом Сирии, единственным гарантом целостности и безопасности страны, а потому не должен сейчас покидать свой пост.
Затем в ходе встречи Президента Азербайджана с главой МИД Турции из уст уже самого Ильхама АЛИЕВА прозвучало заявление о том, что Баку всегда был рядом с Анкарой и во всех вопросах поддерживает братскую страну. В том числе, и в сирийском конфликте, где позиция Турция безапелляционна: АСАД должен уйти.
Дальше — интереснее. В ходе своего официального визита в Иран и встреч с руководством Исламской Республики, господин АЛИЕВ уже сообщает, что в сирийском вопросе всецело на стороне Тегерана и Москвы.
Однако это вовсе не корректировка своей позиции в угоду важных собеседников. Это демонстрация Баку своего отношения к проблеме: Азербайджан — маленькая страна и его политические интересы не могут идти дальше географии, а среди воюющих стран в Сирии, у Азербайджана прекрасные отношения со всеми.
Очевидно, что Баку не хочется портить отношения с Москвой и с Тегераном — напротив, максимально развивать, но при этом и не терять Анкару. Азербайджану все равно: уйдет или останется АСАД , ему важно сохранить status quo своих отношений с могущественными соседями.
Сейчас Азербайджану надо поднимать экономику, привлекать российских туристов и продавать сельхозпродукцию в Россию, привлекать иранские и саудовские инвестиции, продавать энергоресурсы через Турцию. Но все это может оказаться погребенным под обломками «арабской улицы».
Поэтому с большой долей вероятности можно говорить, что Баку признает любой режим в Дамаске, если тот придет к власти хоть сколь-нибудь минимально легитимным способом, и будет строить с ним отношения «с чистого листа».
«Швейцарский» нейтралитет Баку, очевидно, не устраивает Анкару, да и Москву с Тегераном — каждая из сторон хотела бы видеть его по свою сторону баррикад. Но предлагаемые ими политические дивиденды не настолько, вероятно, внушительны и вряд ли могут перевесить возможные потери.
Впрочем, не стоит забывать и о постоянном стремлении Азербайджана найти способ решения карабахского конфликта в свою пользу — мирным или военным путем. Почему бы не сделать это через обозначение своих приоритетов в сирийском конфликте?