Советник главы МИД Ирана Хусейн Шейх аль-ИСЛАМ заявил, что Тегеран готов вновь разрешить ВКС России использование авиабазы «Ноуже» в Хамадане. Заявление Ирана прозвучало на фоне слов Президента Киргизии Алмазбека АТАМБАЕВА о том, что по истечении срока контракта российские военные должны будут покинуть базу в Канте и что он уже известил об этом Президента России Владимира ПУТИНА.
Чем обусловлено данное заявление, по сути демонстрирующее изменение позиции ИРИ, Будет ли это временным сотрудничеством — например, лишь для дозаправки российских самолетов и их техобслуживания или станет долгосрочным – т.е. появится военная база России в Иране?
О задачах и результатах российско-иранского военного сотрудничества — в специальном комментарии для PolitRUS эксперта по Ближнему Востоку, ираниста Василия ПАПАВА:
— Впервые Воздушно-космические силы (ВКС) России использовали иранский военный аэродром в Хамадане для нанесения ударов по боевикам в Сирии 16 августа 2016 года.
Тогда Министр обороны Ирана Хоссейн ДЕХГАН заявил, что база в Хамадане предоставлен в распоряжение российских летчиков с санкции Совета нацбезопасности Ирана в рамках стратегического сотрудничества, и подчеркнул, что Россия может использовать авиабазу до тех пор, пока в этом есть необходимость.
Иран сегодня по сути региональная военная держава, которая активно участвует в антитеррористической деятельности в ряде стран Ближнего Востока. Тегеран активно поддерживает (дипломатически, материально-технически и военно) правительства Ирака, Йемена и Сирии, где сегодня идет полномасштабная война с террористическим интернационалом, существующим при поддержке суннитских нефтемонархий.
Союзником Ирана в этой борьбе выступает Россия, которая, в свою очередь, имеет стратегические интересы в регионе. Помимо сотрудничества в антитеррористической кампании, Москва и Тегеран углубляют отношения и в военной сфере, но разрешение российским военным разместить свои бомбардировщики на базе в Хамадане свидетельствует о новом составляющем военного сотрудничества двух стран.
Этот жест (уже второй раз), скорее, имеет психологическое значение, чем военное — сирийская правительственная армия близка к финишу по освобождению Алеппо и союзники Дамаска (Москва и Тегеран) хотят показать свою твердость и принципиальность в деле поддержки законного правительства Башара АСАДА.
В тоже время само анонсирование этой информации вызывает заметное беспокойство у руководства ряда арабских монархии, которые взывали страны Запада созвать чрезвычайный съезд Совета безопасности (СБ) ООН по ситуации в Алеппо. Однако Россия и Китай наложили вето на проект резолюции, предусматривающей перемирие в Алеппо.
Против документа также высказалась Венесуэла, «за» проголосовали 11 членов СБ ООН, в том числе США, Великобритания и Франция. Ангола воздержалась.
Проект резолюции предусматривал, что участники боевых действий должны «немедленно и полностью прекратить все нападения, которые могут привести к гибели или ранениям людей либо нанести ущерб гражданским объектам», а отряды террористических группировок, внесенных в списки СБ ООН, обязаны покинуть восточную часть Алеппо. Также в документе предлагалось ввести регулярные 48-часовые паузы в военных действиях.
Сегодня Москва значительно укрепила свой авторитет на Ближнем Востоке, а Тегеран размещением у себя российской военной эскадрильи уведомляет других крупных региональных игроков и их зарубежных покровителей о том, что в случае необходимости срок пребывания российских военных может быть продлен на более продолжительное время.