18-20 июля Украину посетила делегация НАТО во главе с верховным главнокомандующим объединенных вооруженных сил альянса в Европе адмиралом Джеймсом СТАВРИДИСОМ. В ходе переговоров стороны договорились, в частности, о возможности направления в украинское оборонное ведомство для оказания консультативной помощи двух сержантов — представителей Стратегического командования НАТО по операциям и вооруженных сил США в Европе. С просьбой более детально прокомментировать визит PolitRUS обратился к украинскому эксперту, руководителю общественной организации г. Донецка «Центр международной безопасности» Валерию КРАВЧЕНКО.
— Каковы были программа и цели визита?
— Главная цель визита заключалась в обсуждении вопросов текущего состояния, повышения оперативных возможностей и перспектив развития сотрудничества Вооруженных Сил Украины с НАТО. Так, в частности, в Украине до 2017 года появятся силы специальных операций для выполнения антитеррористических и информационно-психологических задач. Эти силы, кроме обозначенных задач, будут заботиться о безопасности национального морского судоходства, а также защищать украинских граждан и объекты собственности за пределами Украины.
В перспективе, в случае приобретения членства в альянсе, они могут быть интегрированы в Силы быстрого реагирования НАТО. Стоит отметить, что идея создания этих подразделений не нова, первая инициатива была выдвинута еще в 2007 году. Однако только сейчас дело дошло до конструктивных действий.
Джеймс СТАВРИДИС в сопровождении офицеров НАТО и принимающей стороны нанес визит в Севастополь, где посетил некоторые корабли украинского флота, в частности большой десантный корабль «Константин ОЛЬШАНСКИЙ» и флагман Черноморского флота Украины фрегат «Гетман САГАЙДАЧНЫЙ».
Накануне Генеральный штаб ВСУ завершил разработку Концепции дальнейшего реформирования и развития ВСУ на период до 2017 года. Во время визита в Севастополь члены делегации Министерства обороны обстоятельно информировали представителей Стратегического командования НАТО о ключевых аспектах реформирования украинской армии, сотрудничества Украины с НАТО в рамках развития военных возможностей, а также участии Украины в многонациональных учениях, операциях под руководством НАТО и операциях Сил реагирования альянса.
— Насколько правы те эксперты, которые отмечают, что при ЯНУКОВИЧЕ интенсивность контактов по линии Украина–НАТО возросла, несмотря на провозглашенный в прошлом году внеблоковый статус Украины? Каково конкретное содержание украино-натовского сотрудничества?
— Безусловно, невозможно отрицать очевидное. В 2011 году явно интенсифицировался двусторонний диалог. И если еще в феврале-марте, во время визита генерального секретаря НАТО в Киев, сотрудничество едва ли выходило за пределы протокольных мероприятий, то с апреля-мая начался этап практической имплементации. Так, в апреле президентом ЯНУКОВИЧЕМ была подписана национальная годовая программа действий в формате Украина-НАТО. А 27 июня премьер-министр Украины Николай АЗАРОВ утвердил План действий к этой программе (документ на 64 страницах). Активизировалась работа комиссии Украина-НАТО, которая фактически бездействовала с июля 2010 года.
Направления сотрудничества самые различные — от экономики до экологии. В частности, НАТО помогает Украине осуществлять экологические мониторинги военных объектов — бывших военных городков по всей территории страны, закрытых военных полигонов, военного аэродрома г. Прилуки.
Кроме того, продолжается проект по предупреждению наводнений в бассейне реки Припять и в Чернобыльской исключительной зоне. Также приоритетными направлениями сотрудничества с НАТО остаются реагирование на чрезвычайные ситуации (сфера МЧС), продвижение политических и экономических свобод и т.п.
Актуальным сегодня направлением является помощь НАТО в проведении Евро-2012. Регулярно проводятся семинары для Службы Безопасности Украины, НАТО участвует в подготовке специалистов по проведению контртеррористических операций. Также рассматривается возможность структурного реформирования СБУ, возможность привлечения систем AWACS для мониторинга воздушного пространства во время проведения спортивных мероприятий, как это было в Германии в 2006 году и в Греции в 2008 году.
В трехстороннем формате (Украина, Польша, США) проводятся учения «Безопасное небо-2011» в районе военного аэродрома Миргород в Полтавской области (19-28 июля 2011 г.). В учениях принимают участие 7 истребителей F-16 144-го авиационного крыла ВВС национальной гвардии штата Калифорния и 5 истребителей МиГ-29 Севастопольской бригады тактической авиации Воздушных Сил Украины.
Легенда учений предполагает защиту воздушного пространства Украины во время проведения футбольного чемпионата Евро-2012, включая противодействие воздушным судам, «которые могут использоваться для осуществления террористических актов с воздуха против населения и объектов инфраструктуры в местах проведения масштабных спортивных событий». В ходе учений отрабатывается работа радиотехнических подразделений, пунктов наведения авиации и средств ПВО.
— О каком «закрытом документе», в котором описан график мероприятий по сотрудничеству в рамках комиссии НАТО-Украина на 2011 год, идет речь в СМИ?
— Речь идет о графике мероприятий по сотрудничеству в рамках комиссии Украина-НАТО на 2011 год. Всего на этот год запланировано 64 мероприятия в рамках комиссии (рекордное количество). Из документа следует, что украинские власти и представители альянса за закрытыми дверями обсуждают такие вопросы как безопасность в Черноморском регионе и будущее дислоцированного в Крыму Черноморского флота РФ, ПРО, приднестровское урегулирование, энергетическую и экономическую безопасность Украины, реформирование ее разведструктур. В плане значится даже такой пункт как обсуждение внешнеполитической стратегии Украины — этой теме посвящены две встречи в рамках комиссии в июне: на первой предполагается обсудить общие принципы внешней политики Украины, а на второй — проект стратегии.
— Как известно, Россия сделала все, чтобы не допустить вступления Украины в НАТО. В июне в рамках военных учений «Си Бриз-2011», когда в Одессу прибыл противоракетный крейсер ВМС США «Монтерей», МИД РФ обнародовал по этому поводу достаточно резкое заявление: «Мы не оставим без внимания появление в непосредственной близости от наших границ элементов стратегической инфраструктуры США и будем воспринимать подобные шаги как угрозу нашей безопасности». Что Вы можете сказать о российской реакции на визит Джеймса СТАВРИДИСА?
— Насколько мне известно, какая-либо реакция отсутствует.
— Изменились ли за годы пребывания у власти Партии регионов настроения украинцев относительно членства в НАТО?
— Пожалуй, нет. Превалирует практическая плоскость сотрудничества. Что касается информирования общественности, то тут остаются проблемы. Инициатива исходит преимущественно от общественных организаций, которые зачастую имеют дело с региональной властью, которая придерживается иного мнения относительно сотрудничества Украина-НАТО, чем официальный Киев. Таким образом, определенные сложности существуют.
— А каковы настроения относительно развития сотрудничества с альянсом?
— Масштабных социологических исследований не проводилось. Однако вопрос партнерства с альянсом не такой провокационный, как вопрос о членстве. Люди преимущественно считают, что сотрудничать с НАТО просто необходимо. Немаловажными аргументами тут остаются вопросы невоенного сотрудничества — НАТО помогает с переквалификацией военнослужащих в отставке, в обеспечении безопасности во время проведения Евро-2012, а также в решении социальных проблем, связанных с реформированием и профессионализацией армии.
— Как недавно заявил помощник генсека альянса, посол Дирк БРЕНГЕЛЬМАНН, реформирование украинских вооруженных сил пройдет по стандартам НАТО. Что это означает?
— Реформирование ВС Украины — не сиюминутный процесс. Он был начат в конце 1990-х годов, и проходил в формате ближайшего сотрудничества с альянсом. Несколько комитетов в комиссии Украина-НАТО (основанной еще в 1997 г.) занимаются проблемой консультаций оборонной реформы. Поскольку с 2003 по 2010 год был задекларирован курс на евроатлантическую интеграцию, то реформирование армии под стандарты НАТО не вызывало никаких дискуссий. Сейчас, похоже, аморфный внеблоковый статус мало что значит для реализации направлений внешней политики Украины. А, значит, общая стратегия, несмотря на кричащую декларативность некоторых официальных документов (в Конституции не сказано ни слова о внеблоковости), имеет тенденцию к сохранению. НАТО — наш ключевой партнер. Однако это вовсе не значит, что Украина сегодня-завтра начнет покупать F-16. Сохранение ВПК является одной из основных задач для руководства страны. К тому же, у нас самих есть что предложить НАТО — в частности, транспортные самолеты КБ АНТОНОВА.
*** К этому комментарию можно добавить разве лишь то, что у России по части чего-нибудь продать из вооружений за рубеж возможностей не меньше, чем у Украины. Однако, на недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге «Рособоронэкспорт» и французская корпорация DCNS подписали соглашение о приобретении во Франции двух вертолетоносцев класса Mistral. Так что на месте украинского ВПК я бы не стал зарекаться.
Вячеслав ЯГУБКИН.