В минувшую пятницу, 5 декабря, вместе с ушедшим в прошлое курсом национальной валюты в 1,75 лари за доллар закончился период обласканной электоратом и всеми любимой «Грузинской мечты». Период, когда только одно упоминание имени Бидзина ИВАНИШВИЛИ заставляло сердца грузинцев биться неровно. Период, когда все можно было свалить на несуществующую коабитацию, на саботажников-«националов», на мэра Тбилиси, в общем, на кого угодно — и это имело эффект.
Всеобщая любовь ушла вместе с осознанием того, что 5,3 млрд долларов — это очень много для одного человека, но мало для страны, даже такой небольшой, как Грузия.
Сегодня «Грузинская мечта» — это обычная коалиция, имеющая вполне средний рейтинг, а не собрание полубогов. И, увы, надо же было так не повезти, что кризис грянул именно в тот момент, когда свалить на «националов» уже невозможно — их нет ни в одной структуре власти…
Надо сказать, что «мечтатели» за два года своего управления сделали все, чтобы приблизить «черную пятницу». Вместо того чтобы идти по пути снятия барьеров перед бизнесом, привлекать иностранных инвесторов еще более простыми, быстрыми и понятными процедурами, они, вероятно, назло прошлой власти пошли противоположным путем — придумывали новые регуляции, увеличивали роль государства в экономике.
Возможно, в этом нет ничего такого уж криминального, но сегодня в мире — острый дефицит инвесторов, и их всячески пытаются заманить даже развитые страны. А уж для страны вроде Грузии, небольшой и без природных ресурсов, именно максимальная простота ведения бизнеса и минимальная бюрократия — единственный путь для привлечения иностранных капиталов.
«Мечтатели» запутали все как могли — например, запретили иностранным гражданам покупать сельскохозяйственную землю — и это решение полностью лишило грузинское сельское хозяйство даже теоретических шансов на получение жизненно важных инвестиций.
Пик административного кретинизма «Грузинской мечты» — это введение визовых регуляций, которые ударили по всем иностранным гражданам: от 100 тысяч состоятельных иранских туристов, до топ-менеджеров из Европы и США, которым приходится собирать кучу дурацких бумажек.
«Китайские инвесторы намерены вложить средства в гидроэнергетику, но не могут получить грузинские визы», «турецкие предприниматели не могут получить долгосрочные визы», «бизнесмены из Тайваня не вложат средства в Грузию, так как не смогли получить визы»…
Такие сообщения можно каждый день прочесть в грузинских СМИ, и в конечном итоге уже по данным за ноябрь 2014 года впервые за многие годы количество иностранных визитеров в Грузии снизилось на 3,8%. Это ж надо было так постараться.
Впрочем, главная причина падения лари — это неспособность администраторов «Грузинской мечты» освоить выделенные бюджетом деньги. Им некогда делать дело — они заняты тем, что срывают контракты, подписанные прошлой властью, а заключить свои мозгов не хватает. И в итоге им приходится тратить бешеные деньги одновременно за оставшиеся два месяца.
Можно сколько угодно выпускать министра финансов с вечно блаженным лицом, но Ее Величество Экономика ничего не знает про коабитацию и «о, ужасные 9 лет». Она видит инфляционное давление на национальную валюту и делает соответствующие выводы — их-то мы и видим на табло валютных обменников.
Тенгиз АБЛОТИЯ, «Эхо Кавказа» (в сокращении).