Присвоенный Грузии на Уэльсском саммите НАТО «существенный пакет» представители североатлантического альянса рекомендуют рассматривать как одну из перспектив повышения обороноспособности страны и ее еще большей демократизации.
Какая между данными процессами взаимосвязь — заявивший об этом во время своего выступления в Европарламенте генеральный секретарь НАТО Йенс СТОЛТЕНБЕРГ не уточнил, но заверил, что совместные с НАТО проекты, в частности учебный центр и школа развития оборонных потенциалов, будут продуктивно отмечены на Рижском саммите Восточного партнерства.
Что получит Тбилиси в Риге в конце мая — очередное снисходительное похлопывание по плечу и заверение «вы уже почти у цели, но следует стараться еще больше» или ожидаемое в самой Грузии разрешение на безвизовое сообщение со странами шенгенской зоны?
Руководитель центра европейских исследований Каха ГОГОЛАШВИЛИ помимо присвоения права безвизового сообщения со странами Евросюза желает и другой помощи Грузии со стороны Европы и НАТО.
«В первую очередь, наверное, они должны помочь оружием, должны дать возможность закупить то, что необходимо и что безвозмездно им дать не смогут.
Второе, конечно, политическая поддержка и больше участия. Внешние силы должны увидеть, что Грузия консолидирована в вопросе достижения территориальной целостности страны», — отметил он в беседе с тбилисским корреспондентом PolitRUS.
Эксперт не исключает, что те повстанцы, которые сражались в Луганской и Донецкой областях и которые уже стали профессиональными бойцами, в случае обострения ситуации между Грузией и сепаратистскими регионами (Абхазия и Южная Осетия — прим. PolitRUS) могут выступить против Грузии и даже вторгнуться на ее территорию.
«И чем мы их остановим, если наши вооруженные силы не будут возведены на высший уровень? Хаос может наступить в любой момент в любой стране вокруг нас. Грузии необходимо индустриальное развитие вооруженных сил.
У нас примерно такие же стратегические задачи географически, как и у Израиля. Израиль сумел построить военное государство. И Грузия должна стать государством, вооруженные силы которого будут возведены на более высокий уровень, чем армии соседних стран.
Грузии никогда не понадобится захватывать территории других стран, так как наши территории качественно лучше, чем территории любой страны вокруг нас. Поэтому опасность, скорее, может угрожать самой Грузии, чем исходить от нее», — пояснил Каха ГОГОЛАШВИЛИ.
С ним во многом не согласен депутат Парламента Грузии от партийной коалиции «Грузинская мечта», один из лидеров партии «Промышленность спасет Грузию» — профессор Георгий ТОПАДЗЕ. В беседе с PolitRUS он заявил, что сближение Грузии с НАТО создаст стране множество проблем.
По словам парламентария, он не знает такой страны, которая выиграла бы от взаимоотношений с североатлантическим альянсом, и исходя из действий альянса за последние 20 лет рядом с ним никто стоять не хочет.
«Мы говорим о НАТО с 1996 года. Скажите, что вам нравится в нем? Наша маленькая Грузия окружена странами с различными этническими и политическими реалиями. Я не хочу видеть нашу страну ни в одном военном блоке, ни один меня не привлекает. Ближний Восток в этом случае ополчится против нас. Вы хорошо знаете, что происходит в Сирии, Ираке, Египте — люди там поубивали друг друга.
Поэтому ни в одном блоке видеть нашу страну я не хочу. Такова моя позиция. Так думает и 80% населения Грузии. Если какая-то политическая сила думает, что НАТО должно быть для Грузии единственным и безальтернативным путем, я к этой команде не принадлежу», — заявил Георгий ТОПАДЗЕ.
На вопрос о том, как подобная Грузии маленькая страна должна защищать свою независимость в таком соседстве, какое ее окружает, депутат привел в пример Югославию, пояснив, что именно НАТО расчленило эту страну на части.
«Когда говорят о том, что должны создать у нас тренировочную базу НАТО и отправлять бойцов оттуда на Ближний Восток, над этим задуматься не надо? Если мы направим туда подготовленных у нас людей, представьте, какая агрессия пойдет в обратном направлении! Против нас ополчится весь арабский и мусульманский мир. И мы должны думать именно об этом прежде всего, а не о каких мифических угрозах от наших соседей.
Представьте, вошло НАТО в Грузию, поставило на Кавказском хребте баллистические ракеты и прямо нацелило их на Кремль. Как вы думаете, Россия продолжит с Грузией после этого диалог, будут развиваться наши экономические и гражданские проекты?
Почему мы не желаем слышать Россию, которая говорит Грузии: не нужно вам НАТО, давайте обсудим проекты безопасности в регионе?! А мы хотим в НАТО…
Но кого это НАТО спасло? Разве не НАТО совершило то, что произошло в Ираке или в той же Ливии, Югославии? Все видели, что там происходило!
К тому же никто нас в НАТО принимать и не собирается, прямо говорят: не примем, вот вам очередная «дорожная карта» (MAP), и еще что-то выдумывают», — категоричен Георгий ТОПАДЗЕ.
По его словам, Правительству Грузии, которое не жалеет усилий для сближения с НАТО, следует обратить внимание на последние заявления президентов США и Франции, которые прямо сказали, что Грузию в НАТО не примут.
Господин ТОПАДЗЕ утверждает, что его точку зрения разделяют многие депутаты парламентского большинства, но в публичной плоскости продолжают говорить о необходимости продолжения курса евроинтеграции и вступления в североатлантический альянс, поскольку не хотят осложнения отношений с Западом и реконструкции при его поддержке режима Михаила СААКАШВИЛИ.
«Проведите сегодня повторный референдум по сближению Грузии с НАТО, и вы наглядно увидите, сколькие поддерживают наше мнение, нашу позицию. Эйфория прошла и люди прекрасно понимают, что потерь для Грузии от расширения сотрудничества с НАТО уже сейчас больше, чем приобретений. С годами это станет еще более очевидным», — считает грузинский парламентарий.
Тамар ХИДАШЕЛИ, специально для POLITRUS.com.