ГРУЗИЯ МЕНЯЕТ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

ГРУЗИЯ МЕНЯЕТ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ
126

Грузия_туризмГрузия вносит изменения в закон «Об оккупированных территориях». Кабинет министров уже обсудил пакет законопроектов, в том числе и проект изменений в Уголовный кодекс Грузии, который был инициирован Министерством по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселения.

Несмотря на то, что изменения в закон продиктованы, в т.ч. необходимостью приведения его в соответствие с нормами Евросоюза, к интеграции с которым всегда призывало «Единое национальное движение», сейчас оно вдруг подвергло этот процесс резкой критике.

Согласно законодательному пакету, от уголовной ответственности будут освобождены те соискатели убежища, которые перешли в Грузию непосредственно из той территории, где их жизни и здоровью угрожала опасность. Обязательно, чтобы такое лицо попросило у правительства Грузии убежища в установленном порядке: немедленно добровольно явилось в государственные органы и соответственно разъяснило основания своего решения.

По информации Министерства по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселения, эти изменения соответствуют договору об ассоциации между Грузией и Евросоюзом и отразятся и на законе «Об оккупированных территориях».

«В рамках ассоциации с Евросоюзом были определенные замечания, которые предусматривали определенные изменения в порядок присвоения статуса беженцам и соискателям убежища. Именно эти изменения мы и вносим. В этом случае в отдельных направлениях производится упрощение, в других направлениях — ужесточение», — заявил глава ведомства Созар СУБАРИ.

По его разъяснению, под ужесточением подразумевается то, что если сегодня человек, приезжающий в Грузию, требует статуса беженца или гуманитарного статуса, в его отношении начинается проведение процедур, независимо от того, из какой страны он приезжает.

Согласно вносимым изменениям, обсуждение требования начнется только в том случае, если это лицо приезжает непосредственно из той страны, где его преследуют или ему угрожает опасность. Если же он прибыл в Грузию с территории третьей страны, где ему не угрожала опасность, то статус ему не присваивается, потому что он проехал через безопасные страны и должен вернуться в ту страну, куда он въехал в начале.

Что касается части упрощения, по словам министра, если сегодня сроки рассмотрения достаточно растянуты и очень часто ими злоупотребляют, то согласно изменениям, эти сроки сократятся до двух месяцев. Кроме того, срок обжалования увеличивается с 10 до 15 дней,  а трехэтапное рассмотрение в суде первой инстанции, апелляционном и кассационном суде сокращается до двух инстанций.

По заявлению одного из лидеров «Единого национального движения» Зураба ЧИАБЕРАШВИЛИ, трогать закон «Об оккупированных территориях» нельзя, так как для России это станет сигналом отступления Грузии от своих принципов.

«На первый взгляд, это вроде бы подогнанные под международные нормы изменения, но, по нашему мнению, правительство пытается открыть этим законом новую серию изменений, хотя такой необходимости нет. Это будет своего рода трещина на этом законе для того, чтобы потом под давлением России она увеличивалась и Россия превратила этот закон в клочок бумаги», — отметил представитель оппозиции.

Между тем, пока доподлинно неизвестно, продолжится ли обсуждение упрощения закона «Об оккупированных территориях». О такой необходимости периодически говорит и госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата ЗАКАРЕИШВИЛИ. В апреле с. г., будучи с визитом в Брюсселе, он сказал, что упрощение этого закона было «однозначным и четким» требованием Евросоюза.

По мнению политолога Рамаза САКВАРЕЛИДЗЕ, строгость этого закона была первоначальным замыслом, и у него, в первую очередь, была политическая нагрузка.

РАМАЗ САКВАРЕЛИДЗЕ

РАМАЗ САКВАРЕЛИДЗЕ

«Практически 25 лет мы поддерживаем курс на строгость. За это время, тем более на фоне 2008 года, мы получили в результате лишь то, что у абхазов и осетин появился страх перед грузинами. Если закон строгий, то из-за этого закона даже по малейшему поводу абхазы и осетины могут культивировать страх. Они до сих ожидают от Грузии опасности. И это устраивает Россию. Поскольку, если абхазы и осетины боятся грузин, то у них остается единственный путь — ориентации на Россию», — отметил Рамаз САКВАРЕЛИДЗЕ в беседе с PolitRUS.

На вопрос, какие реальные изменения может принести либерализация данного закона, эксперт ответил, что с политической точки зрения, чем мягче и благонастроеннее будет этот закон, тем больше шансов, что осетины и абхазы придут к мысли, что с грузинами жить можно.

Изменения в закон «Об оккупированных территориях» парламент утвердил в первом чтении 17 мая 2013 года. Согласно изменениям, которые подготовил аппарат госминистра, лица, нарушившие порядок въезда в Грузию из России через Абхазию и Южную Осетию, будут штрафоваться на сумму 400 лари и не будут привлекаться к уголовной ответственности. После утверждения законопроекта в первом чтении его обсуждение в парламенте приостановилось.

Тамар ХИДАШЕЛИ, специально для POLITRUS.com.

ГРУЗИЯ