Наделавший немало шума публичный упрек со стороны бывшего Президента Армении Сержа САРГСЯНА в адрес и.о. премьер-министра Никола ПАШИНЯНА о недопустимости исключительно потребительского отношения к России в полной мере справедлив и в отношении политической элиты Абхазии.
Именно Россия первой признала независимость Абхазии, способствует тому, чтобы ее признавали также другие члены мирового сообщества и обеспечивает безопасность молодой кавказской республики — прежде всего от агрессии со стороны радикальных сил в Грузии.
Стоит напомнить и о том, что государственный бюджет Абхазии, равно как и бюджет Южной Осетии, в значительной степени наполняется финансами из государственного бюджета России.
Так, в 2020 году российский бюджет выделил Абхазии и Южной Осетии 12 млрд рублей, плюс еще 324 млн рублей на уплату российских страховых взносов за неработающее население в обеих республиках.
В 2021 году объем помощи и трансфертов Абхазии и Южной Осетии из российского бюджета увеличился до 13,76 млрд рублей (на 2022 и 2023 годы планируется до почти 14,1 млрд рублей ежегодно).
Кроме того, Россия финансирует повышение зарплат бюджетников Абхазии и Южной Осетии. В 2021–2023 годах на эти цели в федеральноv бюджетt России заложено в общей сложности 3,6 млрд рублей.
Это не говоря уже о том, что именно российские граждане являются главными потребителями абхазских товаров и услуг. В первую очередь, это российские туристы: ежегодный оборот туриндустрии Абхазии, по оценкам экспертов отрасли, составляет свыше 10 млрд рублей и по «доброй» местной традиции значительная часть — в теневом секторе.
Также именно российский рынок является основным для абхазского экспорта: фрукты и овощи в свежем и переработанном виде, зелень и цветы — еще порядка 4 млрд рублей в год.
Абхазия представляет интерес для российского частного бизнеса, который уже инвестирует в республику и делал бы это с большим энтузиазмом, но его сдерживает позиция именно самого Сухума.
Если с безопасностью российских туристов в Абхазии более-менее решен вопрос, хотя вопиющие случаи по-прежнему случаются, то вот с безопасностью российских инвестиций в Абхазии — вопрос открытый.
Парламентарии Абхазии, выражающие интересы местных кланов (подчас — откровенно криминальных), на протяжении многих лет саботируют принятие нормативно-правовых актов, на защиту привлекаемых в Абхазию российских инвестиций.
По-прежнему не решен вопрос и со снятием запрета на продажу недвижимости гражданам России. Рискнувшие приобрести в Стране души жилье для собственного летнего отдыха и сдачи его туристам россияне вынуждены оформлять право собственности на предлагающих подобные услуги граждан Абхазии (преимущественно представителей армянской национальности), и все чаще становятся жертвами мошенников.
В Народном Собрании (парламенте) Абхазии сегодня немало депутатов, замеченных в «распиле» финпомощи из России и выводе «заработанного непосильным трудом» как в Турцию, так даже и в Грузию.
Очевидно: храня в Турции и Грузии криминальные капиталы, абхазские парламентарии становятся легкой добычей тех деструктивных сил, чья деятельность направлена на ухудшение российско-абхазских отношений и увод Сухума из сферы влияния Москвы.
Наблюдаемые сегодня в политическом поле республики тенденции, заметная активизация на абхазском направлении грузинских и турецких общественных организаций, очевидно выражающих интересы спецслужб, дают основания прогнозировать увеличение доли таких «народных избранников» в новом парламенте, выборы которого должны состояться весной 2022 года.
Борислав СВЕРЧИНСКИЙ, специально для PolitRUS.com.