Ранее в ряде СМИ появилась информация, что Молдова ограничивает въезд военным из России на территорию Приднестровья (ПМР) и просит об этом же власти Украины.
Фактически можно утверждать, что Молдова по согласованию с Украиной в одностороннем порядке разрывает заключенные ранее соглашения и переходит от режима блокады, который действовал с 2004 года, к полной политической и экономической изоляции Приднестровья. Не исключен и очередной военный конфликт.
Приднестровье представляет собой длинную (порядка 400 км) и очень узкую территорию: минимальная ширина составляет порядка 25 км, в самом широком — чуть более 100 км. Население республики — 505 тысяч человек. Этнический состав: молдаване — 31,9%, русские — 30,4%, украинцы — 28,8%.
Количество граждан России — 150-160 тысяч человек, количество граждан Украины — 80-100 тысяч. При этом в последние годы Киев предельно упростил процедуру получения украинского гражданства и фактически вел политику «украинизации» Приднестровья, увеличив за десять лет число своих граждан здесь в пять раз.
В Приднестровье сосредоточено более 60% промышленного потенциала бывшей Молдавской ССР. До введения режима блокады бюджет республики верстался с профицитом, и уровень жизни на левом берегу Днестра был существенно выше, чем в Молдове.
Однако десятилетие блокады серьезно подорвали экономический потенциал Приднестровья, и сегодня республика существует лишь благодаря серьезной финансовой поддержке России.
Большинство предприятий, чтобы торговать на внешнем рынке, были вынуждены зарегистрироваться в Молдове и платят налоги как в молдавский бюджет, так и в приднестровский, что сводит их рентабельность к нулю.
Вооруженные силы ПМР насчитывают 15 тысяч человек. В случае конфликта и мобилизации их численность может быть доведена до 25-30 тысяч человек. Но серьезной проблемой армии Приднестровья является ее слабое техническое оснащение и почти полное отсутствие тяжелого вооружения.
Официально на вооружении армии находится до 18 танков (Т-64) плюс примерно до 40 законсервировано на базах хранения. Артиллерия: 40 РСЗО, 30 гаубиц и пушек, не считая минометов, ПЗРК и ПТУР.
Официально считается, что армия Приднестровья располагает и собственными ВВС: пять транспортно-боевых вертолетов Ми-8, четыре многоцелевых Ми-2, но состояние их неизвестно.
Промышленность Приднестровья самостоятельно производит минометы, гранатометы, инженерные боеприпасы и облегченные версии «Градов».
Все эти годы основным гарантом мира в регионе был российский миротворческий контингент, созданный на базе бывшей 14-й общевойсковой армии СССР. Но за 22 года, прошедших после войны, он непрерывно сокращался с параллельным уничтожением вооружения 14-й армии.
За эти годы были разделаны на металл больше 100 танков, свыше 200 артиллерийских систем и большое количество другого вооружения, а миротворческий контингент ужался до тысячи военнослужащих, вооруженных лишь легким стрелковым оружием. При этом почти весь солдатско-сержантский состав — это местные жители, получившие российское гражданство.
Кроме наблюдения за режимом прекращения огня, ОГРВ охраняет одни из самых крупных в регионе склады боеприпасов в Колбасном, где сосредоточено порядка 20 тысяч тонн боеприпасов, 60% которых были признаны просроченными и подлежащими утилизации еще в советское время. Взрывоопасность этих складов оценивается в девять баллов по 10-балльной шкале, и это является огромной проблемой региона.
Военная опасность со стороны Молдовы оценивается как умеренная. Армия Молдовы насчитывает не более 6 тысяч солдат и офицеров, вооружена устаревшим советским вооружением и слабо обучена.
Но в последние месяцы резко возросла опасность военной агрессии со стороны Украины. На границу с ПМР переброшено больше 7 тысяч военнослужащих, больше 60 танков и больше 150 РСЗО, гаубиц и орудий ВСУ, которые развернуты на основных стратегических направлениях и ведут активные военные приготовления.
При этом на украинском направлении ПМР полностью открыта и не имеет каких-либо серьезных рубежей для долговременной эффективной обороны. Украинские средства ПВО полностью контролируют обстановку в небе над республикой.
Очевидно, что инициировать военную операцию против Тирасполя первым Киев едва ли решится, но активно поддержит Кишинев, если военный конфликт между Молдовой и Приднестровьем будет вновь развязан.
Основным же вариантом боевых действий Киев рассматривает некое инициированное Москвой или спровоцированное отчаянным экономическим положением приднестровское наступление на Одессу, которое Киев готовится сначала блокировать, а затем и разгромить.
Устроит Киев и сценарий полного удушения Тирасполя, при котором Приднестровье просто прекратит свое существование как хозяйствующий субъект и будет вынуждено принять все условия Молдовы.
Менее всего нынешние власти Украины устраивает почти 400-километровый пророссийский кордон на своей южной границе. Поэтому в ближайшее время Киев будет делать все, от него зависящее, чтобы максимально обострить ситуацию и снять приднестровскую проблему с повестки дня, рассматривая победу над Тирасполем как компенсацию за поражения на Донбассе.
Для России же Приднестровье — тот рубеж, с которого она не может отступить без катастрофических для себя последствий. Судьба полутора сотен тысяч российских граждан, престиж России как мировой державы, судьба миротворческого контингента — все это здесь связано в единый узел.
При этом время работает против нас — экономическая деградация ПМР нарастает, ее территория наглухо изолирована от России агрессивными антироссийскими режимами, а ее нынешнее политическое руководство в лице президента Евгения ШЕВЧУКА не соответствует вызовам, вставшим перед республикой.
Более того, обладающий украинским гражданством ШЕВЧУК весьма уязвим и как лидер, и как человек, имеющий давние «неформальные» связи с Украиной. Перед выборами он обвинялся в сотрудничестве с СБУ, но его победа на выборах временно закрыла это расследование.
Владислав ШУРЫГИН, «Завтра».