О том, что в многострадальной Абхазии с небывалым энтузиазмом воспринимают поддержку со стороны России, мы знаем хорошо. А о том, что именно здесь обосновались силы, которые наносят ущерб интересам России с самой неожиданной стороны, а именно в вопросах Церкви, осведомлены вообще очень немногие. Хотя секрета тут вовсе никакого нет. Просто набрал в интернете соответствующий запрос («Абхазия церковь раскол») — и буквально захлебнулся в потоке информации.
Абхазская Православная церковь в период советской власти (в более далекие времена углубляться не станем — не о том речь) относилась к Грузинской церкви. Потом, в начале 90-х, случилась абхазо-грузинская война. В результате из республики выехали все священнослужители — этнические грузины. И вообще в Абхазии осталось только четверо православных клириков — трое русских и один абхаз, иеромонах Виссарион (АПЛИАА). Соответственно, этот единственный и стал временно управляющим епархией.
Вполне понятно, что в сложившейся ситуации вести речь о признании верховенства над собой со стороны католикоса Грузии Илии II не могло идти и речи. В этих условиях Виссарион сделал ставку на Москву.
Начались длительные и сложные трехсторонние переговоры. Дело в том, что вопрос о пересмотре границ канонической территории духовного окормления для церкви является столь же нерушимым, как вопрос государственной границы для власти светской. Даже не так: события новейшей истории показали, что Церковь оказалась даже более последовательной в этом вопросе, отказываясь от пересмотра этих границ.
Сложилась парадоксальная ситуация. Формально Абхазская епархия относилась к Грузинской церкви, однако реально ни один грузинский священнослужитель не имел возможности оказаться на территории Абхазии. Фактически же Абхазская епархия тяготела к России, однако существующий статус-кво не позволял Москве принять ее под свою духовную юрисдикцию.
Но если кто-то игнорирует призывы о помощи — что ж удивительного, что нуждающийся начнет искать другого союзника? Если кто-то стучит в двери, а ему не открывают, он постучит в соседнюю. Не так ли?
Вот тут-то и начинается путаница, разобраться в которой довольно трудно. Складывается впечатление, что и сами клирики не представляют, как разрубить сей гордиев узел, потому что выступления их в СМИ настолько противоречивы.
Однако чтобы продолжить, необходимо познакомить читателя с двумя активными участниками ситуации, которые в настоящее время являются символом духовного раскола Абхазской церкви.
Еще во время абхазо-грузинской войны руководство Абхазской церкви приняло решение о необходимости форсированной подготовки собственных национальных священнослужителей. С этой целью в Москву, в духовные учебные заведения, направили несколько молодых людей. Среди них — иеромонах Андрей (в миру Адриан АМПАР) и иеромонах Дорофей (Дмитрий ДБАР).
Отец Андрей окончил московскую иконописную школу в 1997 году. В 1999 году пострижен в монахи, и назначен настоятелем Новоафонского монастыря. А через какое-то время повел политику, ориентированную на Константинопольский патриархат, а не на Московский. Если сказать коротко и по-мирскому: Андрей (АМПАР) хочет, чтобы Абхазская церковь имела статус самостоятельной и подчинялась напрямую Константинополю. Для реализации этого замысла в республике, в противовес основной церкви, создана т.н. Священная митрополия Абхазии.
Отец Дорофей также учился в Москве, окончил Духовную семинарию. Вообще он человек активный, много работает, много учится, в том числе и за границей. Его вклад в развитие православия на территории Абхазии не может не вызывать уважение. Однако и Дорофей в какой-то момент начал склоняться к идее автокефалии (самостоятельности) Абхазской церкви. Разумеется, описана лишь общая канва событий — реально всё намного сложнее, и, я бы сказал, переплетеннее.
Есть такая шутка. Профессор жалуется: бестолковые нынче студенты пошли — я им раз объяснил, второй раз объяснил, сам понял, а до них так и не дошло. Так вот, общий абрис ситуации с расколом я отобразил. Но сколько же осталось в этом вопросе непонятного!
Духовные власти и Москвы, и Тбилиси признают нерушимость границ окормляемых Русской и Грузинской церквями территорий. Допустим.
Однако священнослужители, которые служат в храмах и монастырях Абхазии, состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ. Те же иеромонахи Андрей и Дорофей были рукоположены в сан в Майкопе. К слову, тот же Майкоп является столицей Адыгеи, а абхазы — родственный адыгам народ, так что с этой стороны все выглядит вполне логично.
На сегодняшний день священнослужители Андрей и Дорофей пользуются в Абхазии большой популярностью — как среди прихожан (читай: народа), так и властей в лице лично президента Александра АНКВАБА.
Общеизвестный факт: абхазское государство получило независимость благодаря исключительно России. На сегодняшний день оно признано всего несколькими государствами в мире, да и то это произошло исключительно авторитету нашей страны. В поддержание абхазской экономики опять же Россия вливает немалые средства.
И на фоне всего этого двое воспитанных в России клириков начинают вести политику на отделение от Русской православной церкви! Ладно, всегда можно найти некоторое число людей из народа, которые поддержат то или иное решение. Но глава государства поддерживает сепаратистов — это как?
Впрочем, наверное, он чем-то руководствуется. Например, принципом, что если не можешь предотвратить бунт — возглавь его, и направь в нужное русло. Быть может, причина в этом? Коль уж названные иеромонахи и в самом деле набрали рейтинг, вполне сопоставимый с рейтингом официальных церковных иерархов.
Русскую православную церковь сегодня кто только ни пинает. Однако в данном конфликте пытаюсь за нее вступиться. Честно пытаюсь! Так ведь не получается! Ведь как ситуация выглядит с точки зрения меня — человека, который всей душой за Россию, за единство РПЦ?
В 90-е годы принимается решение о подготовке клириков из числа абхазской молодежи. Дело хорошее. Но стремительность, с которой они по выпуску из духовных учебных заведений делают карьеру, не может не вызывать удивления. Непропорциональное взращивание нацкадров — разве не это стало одной из основных причин распада Советского Союза? Получившие образование, но не получившие должного воспитания — именно национальные «элиты» первыми начали раскачивать лодку, как только ослабла централизованная власть. И вот Церковь идет по тому же пути — и наступает на те же грабли!
Молодые, умные, образованные, и к тому же достаточно амбициозные священники приезжают в республику, сразу занимают там высокие посты. А во главе Абхазской церкви стоит иерарх, иерей Виссарион, весьма почтенного возраста. Конфликт между руководителями разных поколений — также одна из основных причин развала СССР. И в Абхазии у Церкви на пути вновь оказываются те же грабли!
Поездка на учебу в Грецию отца Дорофея вызывает особенно много вопросов. Знаете, когда читаешь материалы по поводу данной поездки, становится неловко. Я ничего не придумываю — только пересказываю, что именно говорят об этих событиях солидные представители руководства РПЦ.
Отец Дорофей сказал (!), что хочет работать над диссертацией, и его отпустили. Потом он попросил прислать ему справку о том, что он занимает такой-то сан в РПЦ — и ему выдают такую справку, хотя она не соответствует действительности! В Греции для поддержания его материального положения (!) священнику выделяют приход! (Именно так: не для окормления верующих, а для прокормления священника!).
Там же его возводят в новый сан, который затем оспаривается Москвой, так как Дорофей является клириком Русской церкви, и никто иной не может его одаривать чинами.
За сепаратистские настроения и конфликт с официальным руководством Абхазской церкви иеромонахам Дорофею и Андрею Майкопская епархия запрещает церковной служение. — Дорофей документ о запрете демонстративно порвал.
Братцы мои, да что ж это творится-то?! Руководители Московской и Абхазской церквей целенаправленно и последовательно взрастили сильного и авторитетного лидера, затем отторгли его, и теперь удивляемся, что он ушел в оппозицию! Ну право же, раскольническая деятельность Дорофея в этих условиях выглядит куда более логичной, чем позиция и поведение официальной РПЦ!
Один из высших представителей Русской православной церкви высказался об этих раскольниках «они вышли из нас, но не были нашими». Что ж, звучит красиво, да только куда ж глядели ваши «кадровики»?
Времена меняются. И Церковь, как бы ни была консервативна, а также в той или иной степени, вольно или невольно, ориентируется на изменения, происходящие в обществе. Со сменой общественно-политической формации в стране неизбежно трансформируются и взаимоотношения между обществом и Церковью. В данном случае я веду речь о товарно-денежных отношениях.
Выше уже говорилось, что отцы Андрей и Дорофей учились в Москве в 90-е годы. Когда основным лозунгом провозглашалось: обогащайся каждый кто как может! Судя по всему, абхазские клирики усвоили этот лозунг. И не могу сказать, что это однозначно плохо.
Заняв высокие посты в своей республике, они развернули активную коммерческую деятельность. В частности, в немалой степени благодаря этой деятельности Абхазская церковь стала получать весьма немалые прибыли. Само по себе это не так уж плохо, казалось бы. Вопрос только, на что пойдут доходы?
А давайте-ка вспомним, под какими лозунгами выступали националисты — сторонники развала СССР в конце 80-х? Да как раз, что Россия всех объедает, что каждый должен самостоятельно распоряжаться своими богатствами. Вот и теперь Новоафонский монастырь усилиями настоятеля Андрея (АМПАРА) превращен в весьма прибыльное предприятие, во главе которого стоят современные «успешные менеджеры» от религии. Доход его составляет десятки миллионов рублей в год. Ну зачем им с кем-то делиться?
К слову, Москва и здесь допустила глупость, своими неуклюжими попытками нормализовать обстановку, только подлила маслица в огонек разгоравшегося конфликта. Патриархат Кирилл назначил настоятелем монастыря игумена Ефрема (ВИНОГРАДОВА). Как раз в центр кипения раскольнических страстей — лучшего подарка сепаратистам сделать просто невозможно!
Вполне предсказуемо нового настоятеля не приняли. Более того, данный инцидент спровоцировал т.н. «церковно-народный сход», который провозгласил курс на полное отделение Абхазской церкви от церкви русской.
Сепаратизм, раскол — всегда плохо. Неблагодарность — один из самых распространенных и самых тяжких грехов. И со стороны нововзращенных абхазских клириков мы сегодня видим именно это. Но только признаемся ведь: пожинаем именно то, что сами же и взрастили!
Ну и последнее. Россию традиционно сравнивают с медведем. Так вот, я бы сказал о дне сегодняшнем, что Россия напоминает нынче медведя, обложенного со всех сторон.
Оказав помощь той же Абхазии в обретении независимости, наши власти как-то успокоились — победа, мол. Однако и наши недруги не дремлют. События, о которых шла речь выше — наглядное тому подтверждение. Сила, которую набирают в Абхазии сепаратисты, не может не настораживать. Да, сепаратисты пока на ниве духовной. Однако если дело так пойдет и дальше.
Взглянем на ситуацию шире. Непродуманная, неуклюжая национальная политика Русской православной церкви привела к расколу в Абхазии. Что это — частный прокол, или первая ласточка будущих проблем в других национальных территориях, которые пребывают под юрисдикцией РПЦ? Оно, конечно, время покажет. Только тревожно как-то за будущее…
Антон ЛОПАТИН, специально для PolitRUS.com.