Лидер Абхазии Рауль ХАДЖИМБА считает, что крупнейшая на Кавказе ГЭС на реке Ингури (ИнгурГЭС), как и все остальное, что находится на территории Абхазии, должно принадлежать абхазскому народу. По его словам, необходимо, чтобы «президент и в целом исполнительная власть выработали меры по подготовке документов, которые смогут решить вопросы собственности объекта».
Рауль ХАДЖИМБА также пояснил, что переход основных объектов генерации к Абхазии — процесс трудный, но не невозможный: «Правда, вопрос растянется во времени, но я уверен, что мы обязательно достигнем желаемого результата. Эту проблему надо решить раз и навсегда».
В то же время, генеральный прокурор Абхазии Алексей ЛОМИЯ заявил журналистам, что в результате проверки документов государственной компании «Черноморэнерго» они выявили целый ряд нарушений, и самым «сенсационным» из них было то, что с 2007 года на балансе «Черноморэнерго» не числятся такие предприятия, как ИнгурГЭС, ВарднилГЭС, так как обе перешли в собственность грузинской энергосистемы.
Исходя из того, что плотина ИнгурГЭС находится на территории, контролируемой властями Грузии, оценку указанному заявлению дало и грузинское руководство. Но исходя из политических мотивов данного вопроса и чувствительности темы, комментарии были сделаны очень скромные — несмотря на то, что указанный вопрос может стать предметом серьезного и закрытого обсуждения правительства.
По мнению Министра энергетики и вице-премьера Грузии Кахи КАЛАДЗЕ, заявление представителей де-факто властей Абхазии о том, что Абхазия — «это наша территория» неверно, так как Абхазия — это территория Грузии, и все будет сделано для того, чтобы Абхазия вернулась в формат территориальной целостности Грузии.
Что касается самой ИнгурГЭС, КАЛАДЗЕ пояснил, что несколько лет назад было достигнуто соглашение, на основании которого выработанная на ИнгурГЭС электроэнергия подается как Грузии, так и Абхазии — за счет за счет выработанной ИнгурГЭС энергии освещена фактически вся территория Абхазии.
«Мы взяли за это политическую ответственность, так как они (абхазы) граждане нашей страны, Абхазия — наша Родина, и в будущем продолжим поставлять ей электроэнергию. Я также хочу сказать, что за все ремонтные работы на Ингури, которые были проведены до сих пор, и которые будут продолжены в будущем, расходы всегда брала на себя грузинская сторона», — заявил Каха КАЛАДЗЕ.
По его же разъяснению, были случаи, когда возникали проблемы с подачей электроэнергии с ИнгурГЭС, и в такое время правительство Грузии закупало электроэнергию у России, что обходилось очень дорого.
«Для того, чтобы Абхазия не сидела в темноте и была освещена, мы подавали им электроэнергию из России, и, наверное, это продолжится и в будущем», — пояснил Министр энергетики Грузии.
По информации лидера «Европейских демократов» Пааты ДАВИТАЯ, Россия уже давно заинтересована тем, чтобы прибрать к рукам ИнгурГЭС, а заявление лидера Абхазии было лишь сигналом к этому.
По словам ДАВИТАЯ, высказанным им в беседе с PolitRUS, проект ИнгурГЭС является самым успешным проектом сотрудничества абхазов и грузин, что не устраивает сотрудников российских спецслужб. Он называет несколько вариантов того, как может Россия прибрать к рукам ИнгурГЭС.
«Они могут пойти на целенаправленное обострение ситуации, чтобы ИнгурГЭС не вырабатывала электроэнергию, а Абхазии вся электроэнергия поставлялась из Краснодарского края. Это создаст в энергетике Грузии серьезный кризис, и эта тема автоматически станет предметом переговоров. Наше правительством в переговорах очень слабо и проводит только политику уступок.
Второй вариант более резкий, и я не исключаю, что произойдет оккупация контролируемой Грузией территории, где находится пульт управления ИнгурГЭС, и фактически они возьмут полный контроль. Потом у грузинской стороны уже ничего спрашивать не будут.
Такое развитие событий в будущем не исключено, и фактически начало такого процесса и огласил ХАДЖИМБА, потому что его слова «мы должны обговорить» — полный абсурд. Ни о чем мы вести переговоры мы не сможем, потому что успешнее этого проекта, на основании которого фактически мы абхазам бесплатно подаем электроэнергию, быть не может, и успешнее подхода не существует», — пояснил Паата ДАВИТАЯ.
При этом, по его словам, Правительство Грузии должно учесть эту опасность и начать над ней работу: «Абхазская сторона никакого потенциала для контроля ИнгурГЭС не имеет. У них даже специалистов этого направления нет. Это было не заявление ХАДЖИМБА, это был месседж властей России, что они выражают готовность взять контроль над ИнгурГЭС и создать Грузии проблемы».
С заявлением Рауля ХАДЖИМБА ознакомились и в руководстве ИнгурГЭС. Менеджер по взаимоотношениям с общественностью Александр АХВЛЕДИАНИ заявил, что владельцем 100% доли в ИнгурГЭС является Грузия. Предприятием управляет непосредственно Министерство энергетики Грузии, абхазская сторона законным владельцем никогда не была, соответственно, юридически ей ни одного процента не принадлежит.
«Что касается контекста политического заявления ХАДЖИМБА и его мотива, естественно, это не главное. Важно, чтобы предприятие работало в том же режиме, в котором работает. Возможно, определенной политической группе нужно создать какие-то юридические основания для того, чтобы узаконить за собой ту 40% долю, которой сегодня пользуется Абхазия, получая электроэнергию на основании ранее оформленного меморандума.
Естественно, эти предположения мы ни подтвердить, ни опровергнуть не можем. Не думаю, что это заявление каким-то образом было направлено на парализацию ИнгурГЭС, так как никаких оснований для этого не существует», — заявил Александр АХВЛЕДИАНИ.
В беседе с PolitRUS эксперт в вопросах энергетики Лиана ДЖЕРВАЛИДЗЕ отметила, что устраивать ажиотаж вокруг этого вопроса недопустимо. По ее мнению, Правительство Грузии должно проанализировать этот вопрос, и, насколько ей известной, оно уже ведет работу в этом направлении, но разглашать всю информацию нецелесообразно.
По заявлению председателя функционирующего в Грузии Правительства Абхазской автономной республики в изгнании Вахтанга КОЛБАЯ, ИнгурГЭС — часть энергосистемы Грузии, и это должны понимать все, так как станция строилась на территории Грузии — в Гальском и Цаленджихском районах, которые в тот период находились в составе Советского Союза, а затем стали территориальными единицами независимой Грузии.
«Насколько я помню, когда был решен вопрос восстановления ИнгурГЭС, на проведение этих работ евроструктуры выделили до 20 млн евро и тогда же было достигнуто соглашение, что 40% электроэнергии будет расходоваться на территории Абхазии, а остальные 60% — на территории остальной Грузии.
К сожалению, у нас не было доступа к информации, как отразились полученные от ИнгурГЭС суммы в бюджете Абхазии, но выяснить это будет несложно. В Сухуми, наверное, знают, что выработка электроэнергии производится на гидроагрегатах, часть которых находятся в Саберио, а часть в селе Речхи.
Плотина же, вода с которой по тоннелю подается на ГЭС, находится в селе Джвари Цаленджихского района. Без этой воды гидроэлектростанция ни одного киловатт-часа выработать не сможет.
Поэтому это такой случай, когда необходима воля обеих сторон, чтобы гидроэлектростанция работала исправно и соблюдались интересы потребителей электроэнергии», — отметил Вахтанг КОЛБАЯ, комментируя PolitRUS ситуацию вокруг ИнгурГЭС.
Тамар ХИДАШЕЛИ, специально для POLITRUS.com.