КТО ХОЧЕТ СТАТЬ МИЛЛИАРДЕРОМ

КТО ХОЧЕТ СТАТЬ МИЛЛИАРДЕРОМ
130

zhabaНа начало 2010 года количество «официальных» долларовых миллионеров в Китае превысило 450 тысяч человек. В течение четырех ближайших лет, по мнению экспертов, эта цифра вполне может увеличиться до 800 тысяч человек. Вместе с тем, по мере роста благосостояния китайцев авторы исследований все чаще ведут подсчет не столько миллионеров, сколько миллиардеров, живущих в Поднебесной. Так, по этим показателям, Китай стремительно догоняет Америку. Сегодня в Китае живут 130 официальных миллиардеров. По официальным данным китайских властей, 10% самых богатых жителей страны обладают 50% всех доходов населения, а 400 самых богатых жителя Поднебесной обладают состоянием в среднем по 187,5 млн. долларов США, что в совокупности составляет 75 млрд. долларов.
Гуанси — не главное
В 12 лет сбежавшему из дома Ли ЧЖИИНУ пришлось пойти чернорабочим на одну из фабрик Гонконга. В 27 лет он владел уже собственным заводом, к 48 годам обзавелся еще и журналом. Сейчас Джимми ЛАЙ (под таким именем в Гонконге известен бизнесмен) — один из самых влиятельных китайских предпринимателей: он медиамагнат и основатель и владелец бренда одежды Giordano.
«Чем меньше друзей, тем больше читателей» — однажды сказал Джимми ЛАЙ. Безразличие к связям — столь важным в китайском обществе «гуанси» — вызывало непонимание и любопытство окружающих. Успешный гонконский миллиардер в настоящем никогда никому не набивался в друзья, он много работал и этим обращал на себя внимание.
Джимми ЛАЙ родился в Гуанчжоу 1948 году. Он вспоминает, что ему не сиделось на месте, хотелось приключений. На школьной скамье Джимми просидел до 5 класса, а когда ему исполнилось 12 лет, он сбежал в Гонконг, тайно проникнув на борт грузового судна. Оставшись один в незнакомом городе, он устроился на швейную фабрику чернорабочим. В месяц получал 8 долларов. Именно в те годы он решил, что станет богатым и никогда не будет нищенствовать.
Чернорабочим Джимми проработал недолго, на смышленого мальчугана обратили внимание, через пару лет он стал помощником мастера, в 25 — менеджером по продажам. Рос статус Джимми, росли знания и доходы. На сэкономленные и премиальные деньги он начал играть на фондовой бирже: скупал акции находящихся на грани банкротства ткацких фабрик. В 1975 году ему посчастливилось приобрести крупный пакет акций компании Comitex, на котором он наладил производство свитеров и трикотажных изделий. Позже он зарегистрировал брэнд Giordano — сегодня один из крупнейших одежных брэндов в Азии со 1700 магазинами в 30 странах мира.
В 90-х, будучи уже успешным фабрикантом, Джимми решает основать свое собственное СМИ — трибуну, на которой можно будет высказывать свои взгляды, не подстраиваясь под мнение правительства и редакторов. Первым стал общественно-политический журнал Next Magazine, порой, критично высказывающийся о событиях материкового Китая, в 1995 году появилась ежедневная Apple Daily. Первый журнал сам Джимми называл репетицией, пробой пера, газета же создавалась как серьезный бизнес-проект. Первоначальные инвестиции в Apple Daily превышали 100 млн. долларов. Однако промышленник ЛАЙ оказался успешным и мире медиа: через два года инвестиции в еженедельник окупились, Apple Daily стала второй по численности тиража в Гонконге. В прошлом году состояние Джимми Лая было оценено в 1,2 млрд. долларов.
Папина дочка
Средний возраст китайских миллиардеров — 60 лет. Ян ХУЭЙЯНЬ возглавила список самых богатых людей Китая, когда ей было всего 26 лет. Кризис в разы уменьшил состояние китаянки. Сейчас она лишь четвертая в рейтинге богачей Китая. Состояние Ян ХУЭЙЯНЬ, главы строительной компании Country Garden, теперь «всего лишь» 4,5 млрд. долларов. В прошлом году каждый месяц состояние Ян Хуэй таяло в среднем на 1 млрд. долларов в месяц. В результате за 2009 год она потеряла 12,6 млрд. долларов. В этом году она нацелена компенсировать убытки.
Дочь миллиардера не может стать нищенкой — это мнение одной из самых богатых женщин Китая. Родись Ян ХУЭЙЯНЬ в другой семье, столь стремительный старт вряд ли был бы возможен. Ее отец, Ян ГОЦЗЯН заработал миллиардное состояние за несколько лет. Крестьянин из южного Китая, в 90-е он умудрился практически за бесценок выкупить невостребованные сельские земли в провинции Гуандун. Своим правом на владение землей он воспользовался в 1995-1997 гг. — застроил ее недорогим жильем, идеально подходившим для зарождавшегося среднего класса. Полученные деньги он инвестировал в новый строительный проект, одновременно учредив Country Garden Holdings, которую сейчас возглавляет Ян ХУЭЙЯНЬ.
Контрольный пакет акций Country Garden Ян ХУЭЙЯНЬ получила от отца в подарок, когда ей исполнилось 23 года. На тот момент за плечами была учеба в Америке в штате Огайо, откуда Ян вернулась со степенью по экономике и управлению. Практику девушка проходила уже в компании отца. По возвращению из Америки, отец ввел ее в состав совета директоров Country Garden. На тот момент ей было 22 года. А в 2004 году она стала уже главой строительного холдинга. Еще через два года она заработала для компании 5 млрд. долларов — эти деньги Ян ХУЭЙЯНЬ удалось привлечь, убедив совет директоров, разместить акции Country Garden Holdings на фондовой бирже Гонконга. Уже в 2007 году девушку назвали самой богатой в Китае. Forbes оценил личное состояние Ян ХУЭЙЯНЬ в 17 млрд. долларов, Hurun Peport писал о 19 млрд. долларов. В то же время глава Country Garden была названа самой богатой женщиной всей Юго-Восточной Азии и наиболее перспективным руководителем мира — таких молодых миллиардеров в мире, как она, не наберется и десяток.
Запах денег
Обладательницей миллиардного состояния китаянка Чжу ЛИНЬЯО стала, когда ей исполнилось немногим больше 30 лет. Сегодня она — в списке наиболее влиятельных людей планеты. Созданная ей компания Huabao International — крупнейший в мире производитель парфюмерии, пищевых ароматов и отдушек для создания чистящих средств.
Пожалуй, никому в мире не подвластно такое количество ароматов, как китаянке Чжу ЛИНЬЯО. Она возглавляет одну из крупнейших компаний по производству добавок, придающих запахи. Используются эти добавки в производстве молочных продуктов, хлебобулочных изделий, продуктов фаст-фуда, кондитерских и мясных продуктов, приправ, лекарств, а также средств личной гигиены, косметики, парфюмерии и даже сигарет. Но, как говорят некоторые бизнесмены, лучше других ей знаком запах денег: по оценкам Hurun Report, в 2009 году капитал 39-летней китаянки превысил 2 млрд. долларов.
Чжу ЛИНЬЯО родилась в 1970 году в провинции Сычуань. Свою первую компанию китаянка открыла, когда ей исполнилось 20 лет. То была пекинская компания по продаже специй. Несколькими годами позднее она знакомится со своим будущим мужем — Линь ГОВЭНЕМ, который кроме специй занимался производством ароматов для пищевой промышленности и бытовой химии. С тех пор занимается производством пищевых добавок и ароматов для бытовой химии и косметики и Чжу. А в 2004 году была создана совместная компания Huabao International, которая вскоре стала крупнейшим производителем вкусовых добавок в Китае. Успех компании Чжу объясняет колоссальным вниманием, которое уделяется исследованиям. Свои научные институты у Huabao International есть в Шанхае, в провинциях Юньнань, Гуандун, а также Германии. По словам Чжу ЛИНЬЯО, ежегодно в новые разработки вкладываются десятки миллионов. Сегодня Huabao International — ведущий производитель и продавец вкусовых добавок в Китае. Деятельность Чжу ЛИНЬЯО не ограничивается управлением компании, она также занимает должность заместителя председателя Ассоциации вкусов и ароматов косметической промышленности Китая, является вице-председателем Китайской ассоциации производства и применения пищевых добавок. В 2008 году Forbes включил Чжу ЛИНЬЯО в список наиболее влиятельных женщин, заработавших капитал свыше 1 млрд. долларов.
Вечный абитуриент
Вместо того чтобы поступить в университет, 18-летний Ли СЯН занялся продвижением любительского сайта. Спустя десять лет в подчинении у Ли СЯНА 900 человек, его портал — в тройке крупнейших китайских Интернет-ресурсов, посвященных IT-технологиям, а его личное состояние оценивается в 200 млн. юаней.
Майкл ДЕЛЛ основал Dell Computer Corporation в 19 лет, бросив учебу в Техасском университете, старт корпорации Microsoft был дан, когда Билл ГЕЙТС оставил учебу в вузе. Китаец Ли СЯН, вдохновленный их примером, не стал слушать родителей, настаивавших на том, чтобы он получил образование. Вместо поступления в университет, он посвятил свободное время своему увлечению, которое сделало его миллионером.
Родившийся в городе Шицзянчжуан (провинция Хэбэй) Ли СЯН рано увлекся компьютерами. Он был в курсе всех новостей IT-индустрии, скупая все специализированные журналы. А в 1999 году он решил создать в Интернете свой сайт, посвященным компьютерному миру, наотрез отказавшись поступать в университет. «Я буду заниматься тем, что мне интересно», — настаивал он. Ли СЯН обещал родителям, что в месяц будет зарабатывать не меньше 2000 юаней. А заработал 100 тысяч: любительский сайт с высоким посещением быстро заметили рекламодатели.
Родители больше не настаивали на поступлении в вуз. Ли СЯН занялся бизнесом уже всерьез, нанял команду профессионалов, зарегистрировал новую площадку — pcpop.com. Росла посещаемость, а вместе с ней и доходы молодого бизнесмена, поступления от рекламы удваивались ежегодно. В 2000 году он переехал в Пекин. Еще через четыре года Ли СЯНУ предложили продать сайт за 100 млн. юаней. Он отказал. «Как я могу продать дело своей жизни?» — спрашивал Лю тех, кого удивлял его отказ. Еще через пять лет он уже сам стал обладателем 200 млн. юаней и при этом сохранил в собственности портал, который сейчас посещает 20% целевой аудитории. «Через год нас будет читать 50%, а там и о поступлении в университет можно будет подумать», — смеется Ли СЯН.
Бизнес на улитках
В 1995 году китаянка Янь ЦИ открыла в Чунцине небольшой ресторан на пять столов. Сегодня у нее 79 ресторанов, годовой оборот которых по итогам 2009 года приблизится к 300 млн. долларов. Янь ЦИ, основатель ресторанной империи Taoranju, уверяет, что никакого секрета у нее нет. «Нужно лишь много работать и не бояться трудностей, ну и, конечно, никогда не останавливаться на достигнутом». Сейчас группа компаний, которую возглавляет китаянка, объединяет 79 ресторанов по всей стране.
По словам Янь ЦИ, до 28 лет ничего примечательного в ее жизни не было. Родилась в Чунцине в небогатой семье, окончила школу, затем университет, работала в банке, откуда перешла в страховую компанию. Либерализация общественной жизни конца 80-х заставила задуматься о собственном бизнесе. В 1995 году, как раз когда ей исполнилось 28, появилось желание действовать. «На слуху были истории тех, кто разбогател, открыв свой ресторан. Получится и у меня», — решила Янь ЦИ и взяла в аренду небольшое помещение, в котором удалось разместить лишь пять столов. На работу приняла двух человек — повара и официанта. Ресторану дала звучное имя — Taoranju («На веселе»). Инвестиций было не больше 1000 юаней, уверяет Янь.
Взять в аренду помещение, нанять людей — все это были мелочи. Ресторан начинается с меню, считает Янь. Коронным блюдом ее заведения стали улитки. «Нигде в Сычуане их не готовили — это раз, а во-вторых, они полезны, это же чистый белок», — объясняет свой выбор Янь. Дальше, как говорит сама хозяйка ресторана, она занялась «рекламой»: стала ездить в отдаленные городские районы, бесплатно угощая прохожих фирменным блюдом из Taoranju. Улитки под острым сычуаньским соусом пришлись жителям Чунцина по вкусу, и уже через несколько месяцев после открытия пришлось подыскивать другое помещение. К концу года в Taoranju было 60 столов, а через год Янь открыла три новых ресторана уже в Чэнду, еще через два — 30 (большинство — в провинции Сычуань). В 1998 г. улитки под острым соусом гильдией рестораторов Сычуаня были названы «лучшим блюдом». А общекитайского признания сеть Янь добилась в 2006 г., через год после того, как офис компании переехал из Чунцина в Пекин, и началось активное покорение Китая. Сейчас рестораны сети есть в большинстве китайский провинций. Предприятие Янь входит в десятку сильнейших ресторанных сетей страны, а сама она — четвертая в списке богатейших китайских рестораторов. Личное состояние Янь ЦИ Hurun Report оценил в 177 млн. долларов.
Ученик Carrefour
Хэ ЦЗИНЬМИН был одним из немногих в Шэньчжэне, кто не испугался конкуренции с сетью розничных магазинов Carrefour и не закрыл свою лавку, когда эта французская сеть появилась в городе. Сегодня 57-летний китаец управляет одной из крупнейших в Китае магазинных сетей — Ren ren le.
Прежде чем заняться розничным бизнесом Хэ работал на железной дороге в городе Чаньша, а затем на Шэньчжэньской бирже. Уроженцу провинции Цзянсу Шэньчжэнь приглянулся: свободная экономическая зона располагала к открытию бизнеса, да и компаньона найти оказалось не сложно. В 1996 году Хэ с приятелем сладили магазин, назвали который Ren ren le. То был среднего размера супермаркет — 2600 кв. м и всего несколько тысяч товаров. Совместные инвестиции составили 2,5 млн юаней. Хэ вспоминает, как каждый день приезжал на старом велосипеде в тот первый магазин, как сам ездил за свежей рыбой и овощами за город. Доходы росли, компаньоны начали было подумывать о расширении, пока одно обстоятельство чуть было не положило конец их грандиозным планам: в 1997 году на рынке Шэньчжэня появилась вторая в мире розничная сеть — французская Carrefour.
«У Carrefour есть принцип: в радиусе 3 км от себя они не пускают конкурирующие магазины. Ren ren le был всего в 1,5 км от Carrefour, так что выбор у нас был не велик — либо уйти, либо бороться. Мы выбрали второе», — вспоминает Хэ ЦЗИНЬМИН.
Для этого сразу взяли в аренду дополнительные площади. Французские конкуренты ответили отрядом из промоутеров в составе 40 человек, которых направили дежурить к магазину Хэ, рассказывать о преимуществах Carrefour. Владелец Ren ren le в конкурирующий магазин дежурить отправился сам. «Я появлялся там с утра и уходил вечером. Мне нужно было понять, как устроена работа в одной из самых успешных в мире розничных сетей, чтобы однажды самыми успешными стали мы. И в один прекрасный день я действительно понял, чего нам не хватает». Хэ рассказывает, что откровением для него стало то, что маржа на разные продукты в Carrefour была разной, а не фиксированной, как в его магазине, а еще он понял, что купят ли у тебя товар, подчас, зависит от того, как его положишь на полки, как эти полки украсишь и подсветишь. «Я смотрел, учился, а затем внедрял все увиденное в своем магазине», — говорит Хэ.
Воспроизводить все наработки Carrefour было невозможно, чтобы угнаться за конкурентом, нужно было предложить что-то отличное, что могло бы уравнять шансы. «Мы долго размышляли и анализировали предпочтения потребителей, а затем поняли, что наибольше популярностью у них пользовались свежие продукты», — рассказывает Хэ ЦЗИНЬМИН. Тогда они наладили прямые поставки овощей и фруктов с ферм. Небольшой компании, управление которой осуществлялось на месте, сделать это оказалось проще, чем неповоротливой структуре с тысячами магазинов по всему миру. Глава Ren ren le вспоминает: для того, чтобы оттянуть посетителей от конкурентов они проводили спецакции, в рамках которых стоимость овощей, например, снижали до нескольких мао. Рост популярности магазина среди населения с лихвой покрывал затраты на проведения подобных мероприятий. К 2000-у в собственности магазина была уже площадка в 21 000 кв. м. А потом стали появляться магазины и в других китайских городах — Тяньцзине, Сиане… Сейчас таких магазинов уже несколько сотен (Ren ren le входит в 30-ку крупнейших китайских сетевых магазинов), оборот около 10 млрд. юаней. «Наш секрет в том, что мы не боялись учиться. Смотрите, как действуют те, кто успешнее вас, анализируйте, выбирайте лучшее, привносите свое и вы достигните цели», — делится Хэ, состояние которого Hurun Report оценил в 2009 году в 4,5 млрд. юаней, поставив на пятое место в списке самых богатых китайских ретейлеров.
По информации www.ChinaPRO.ru.

ЭКОНОМИКА