УХОДЯ, ГАСИТЕ СВЕТ

УХОДЯ, ГАСИТЕ СВЕТ
106

investcafe2Наше правительство уже подготовило ответ на стенания населения по поводу увеличения тарифов на электроэнергию, теплоэнергию и газ — законопроект об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Кто выиграет и кто проиграет с внедрением этой программы в России, можно будет узнать, ознакомившись с данным материалом. Напомним, что либерализация энергорынка, которая по плану произойдет в 2011 году, населения не касается, и государство самостоятельно устанавливает для народа тарифы, планомерно (прим. авт. — а иногда и скачкообразно!) их повышая. В 2009-м году тарифы на электроэнергию выросли на 25%, в 2010-м ожидается увеличение на 10%, в 2011-м году — еще на 25%. Примерно то же будет и с теплоэнергией.

Таким образом, власти, очевидно, решили, что пора россиянам жить по тем же тарифам, что и в Европе (только уровень жизни при этом поднять забыли). Однако «скопипэйстили» не только тарифы, но и программу энергосбережения. Один из ключевых пунктов в новом российском законе по энергосбережению гласит, что «с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более». Это при том, что ученые нашли энергосберегающие лампы вредными для здоровья из-за содержания ртути. Но речь не об этом. Собственно, программа энергосбережения распространяется на все муниципальные и государственные учреждения. Так, на энергосберегающие лампочки будут переведены все уличные фонари, светофоры и прочее (кстати, забавный инцидент вышел с энергосберегающими лампами в светофорах в США). Впрочем, речь опять же не об этом.
В совокупности внедрение программы энергосбережения со временем позволит снизить энергопотребление по всей стране на 30-40%, а также сократить потери в сетях, которые сейчас составляют 12%. В итоге потребитель якобы останется в выигрыше, и повышение стоимости электроэнергии его уже не будет так тяготить. Но кто же проиграет?
Первыми пострадавшими, кто приходит на ум, возможно, станут генерирующие компании — главным образом, ОГК, вырабатывающие в основной массе электроэнергию. Снижение энергопотребления приведет к снижению цен на электроэнергию на конкурентном рынке, зато, с другой стороны, отпадет вопрос с масштабными инвестициями в модернизацию ненужных энергомощностей. Впрочем, результат от программы энергосбережения для генерирующих компаний все равно выйдет минусовой (выходит, распродажа генерирующих активов РАО «ЕЭС» произошла как нельзя кстати!).
Проиграют ли угольщики или «Газпром», поставляющие уголь и газ для нужд генерации? Наткнулась на блог некоего автора, крайне волнующегося о благосостоянии российской газовой монополии. По его мнению, программа энергосбережения подорвет положение «Газпрома» на внутреннем рынке газа. Однако ж… Электроэнергетика занимает 32,5% (2008 г.) в структуре внутреннего потребления газа «Газпрома». При этом в структуре всех поставок газа удельный вес российской электроэнергетики составляет 16,25% (32,5% от 50% доли поставок газа в Россию). Следовательно, снижение энергопотребления на 30-40% приведет к снижению удельного веса поставок газа для нужд электроэнергетики всего лишь на 5-6% при прочих неизменных показателях. Кроме того, принцип равной доходности, на который «Газпром» собирается переходить, с лихвой компенсирует падение спроса со стороны энергетиков, ведь тарифы на газ для промышленных потребителей только к 2014 году могут вырасти в три раза (!) по сравнению с нынешними.
В общем, для «Газпрома» и прочих госконтор программа энергосбережения — это скорее благо, которое не только не поставит их в затруднительное финансовое положение, но еще и поможет заработать. Так, к примеру, в мировой практике высвобождаемую электрическую мощность используют для подключения новых абонентов. По всей видимости, у нас ее будут экспортировать, а центром прибыли окажется ни кто иной, как государственная «Интер РАО», имеющая эксклюзивное право на экспорт электроэнергии. В выигрыше окажется и государственная ФСК, которая сможет вполне обоснованно урезать свои инвестиции в замену магистральных электрических сетей, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Не говоря уже о всевозможных муниципалитетах, госучреждениях и госкорпорациях, где снизятся расходы на электроэнергию в целом. Единственное, что останется под вопросом — необходимость реализации программы строительства ядерных мощностей в России, но так ведь и это, получается, благо — не потребуются многомиллиардные вложения.
Анастасия СОСНОВА.
Публикуется в рамках сотрудничества с независимым аналитическим агентством «Инвесткафе».

ЭКОНОМИКА