
Выпавшие на продолжительное время из мейнстрима Абхазия и Южная Осетия вновь возвращаются в новостные ленты.
Сначала Сухум устами главы Минфина Владимира ДЕЛБЫ и главы МИД Сергея ШАМБЫ вынес в публичную плоскость очень беспокоящий абхазскую элиту вопрос сокращения финансирования со стороны Москвы. Из Москвы им прямо указали причины такого решения — неисполнение обязательств Сухумом, в т.ч. многолетнее затягивание ратификации документов, регламентирующих в т.ч. экономическое сотрудничество наших стран.
Сухум услышал Москву, начал проводить работу над ошибками и вскоре президент России Владимир ПУТИН, поздравляя своего абхазского коллегу Аслана БЖАНИЮ с Днем победы и независимости республики, особо подчеркнул, что Россия продолжит оказывать активное содействие властям и народу Абхазии в решении задач государственного развития.
Затем «масла в огонь» подлил Министр иностранных дел России Сергей ЛАВРОВ, отреагировавший на обещание основателя партии «Грузинская мечта» Бидзины ИВАНИШВИЛИ, что после осенних парламентских выборов «Грузия найдет в себе силы извиниться перед осетинами за военный конфликт 2008 года».
На пресс-конференции по итогам недели высокого уровня 79-й сессии Генассамблеи ООН глава российской дипломатии заявил, что Москва готова помогать Грузии, Абхазии и Южной Осетии в процессе нормализации отношений, если сами страны будут в этом заинтересованы, в том числе это касается обеспечения договоренностей о ненападении.
Слова господина ЛАВРОВА при этом трактовали все по-разному. Кто-то начал дискутировать о «возвращении» Россией Абхазии и Южной Осетии (Шида Картли) в состав Грузии в обмен не только за отказ Тбилиси от присоединения к антироссийским санкциям, но и активное содействие Москве в их обходе, а также за очевидное проявление солидарности с Кремлем в его отношениях с т.н. коллективным Западом (принятие закона об иноагентах, запрет ЛГБТ* и другие чуть менее резонансные шаги).
Ну, а кто-то, напротив, принялся рассуждать о старте процедуры признания Грузией государственного суверенитета Абхазии и Южной Осетии, поскольку очевидно развитие ситуации именно в таком ключе.
Однако необходимо смотреть правде в глаза — на принятие грузинским обществом объективной реальности уйдут долгие годы. И потому сейчас политики в Тбилиси — даже из «Грузинской мечты» — избегают любых разговоров на эту тему, подменяя ее абсолютно утопичными планами о «деоккупации» Абхазии и Южной Осетии, которая, дескать, должна начаться с вывода российских военных с территории данных республик.
Об этом, в частности, заявил генсек «Грузинской мечты» — мэр Тбилиси Каха КАЛАДЗЕ:
«Заявление [ЛАВРОВА] позитивно, позитивным является тот факт, что они будут способствовать процессу примирения. Однако в то же время должны быть предприняты эффективные шаги. В Абхазии есть российские базы. По крайней мере, давайте начнем говорить о создании плана действий по деоккупации и выводу войск».
Можно, конечно, считать недостаточно серьезными высказывания бывшей звезды итальянского «Милана» и бывшей же фотомодели. Да еще и вспомнить, что «Грузинская мечта», по сути своей, — театр марионеток Бидзины ИВАНИШВИЛИ и тех непубличных грузинских авторитетных персон, чьи интересы он представляет. Или списать все на предвыборные обещания в пику обвинениям прозападных политических оппонентов в следовании пророссийским курсом.
Всё это имеет место быть. Тем не менее, к словам КАЛАДЗЕ не стоит относиться с позиции «собаки лают — ветер носит». Памятуя о ключевой роли Кремля в возвращении Азербайджаном Карабаха+, озвученное одной из главных «говорящих голов» «Грузинской мечты» стоит рассматривать как начало очередного торга (или новый виток старого) между Тбилиси и Москвой. Конструктив с Азербайджаном и Грузией остро необходим России в свете выстраивания стратегического партнерства с Глобальным Югом. Потому и Баку, и Тбилиси обозначают перед Москвой свои ответные «хотелки».
Прежние «хотелки» Тбилиси в Москве были услышаны и Кремль, в частности, поставил на паузу проект объединения Южной Осетии с Северной Осетией-Аланией в составе Российской Федерации. Собственно, именно Цхинвал и может гипотетически быть предметом торга между Москвой и Тбилиси — не просто же так Бидзина ИВАНИШВИЛИ обещал покаяться перед «осетинскими братьями».
Но вряд ли уместно говорить, что Южная Осетия станет вновь частью региона Шида Картли. Куда более вероятен запуск т.н. народной дипломатии и легализация экономического сотрудничества. Нелегальный бизнес под контролем определенных (к слову, не только осетинских) групп в Тбилиси и Москве активно ведется все эти годы.
А вот вопрос с «возвращением» Сухума под управление Тбилиси, даже в статусе автономии, на повестке не стоит. И абхазский МИД не единожды уже объяснял: «любые попытки грузинского руководства под видом «воссоединения» вернуть Республику Абхазия в состав Грузии являются абсолютно бесперспективными».
Во-первых, отношения между абхазами и грузинами исторически являются сложными и мирно сосуществовать в рамках одного государства они уже вряд ли смогут.
Во-вторых, наряду с другими вескими причинами суверенная, но подконтрольная Кремлю Абхазия важна для размещения на ее территории дополнительной военно-морской базы (пункта постоянного базирования) ВМФ России. О начале создания соответствующей инфраструктуры близ города Очамчира ранее сообщали сами же высокопоставленные абхазские чиновники. В данное время в Очамчирской бухте расположен пункт базирования сторожевых кораблей береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.
* деятельность признана экстремистской и запрещена на территории РФ